• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2007"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 13. Размер: 74кб.
    2. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 5. Размер: 80кб.
    3. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.1. Взрослый и дети в поэтическом сознании Саши Черного, или Любовная лирика поэта
    Входимость: 5. Размер: 26кб.
    4. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рекомендуемая литература
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    5. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. О творчестве Саши Черного для детей и его изучении
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    6. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.2.1. Жанровое своеобразие детской прозы: "Дневник Фокса Микки" (Париж, 1927)
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    7. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Введение
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    8. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.3. Детские образы в рассказах 1925-1928-х гг.
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    9. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.2. Хронотоп "Детского острова"
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    10. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.1. Автор и его герои на «Детском острове»
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    11. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.2. Маленький шедевр любовной лирики ("Мой роман", 1927)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    12. Жиркова М. А.: Саша Черный как редактор отдела сатиры и юмора "Бумеранг"
    Входимость: 1. Размер: 27кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 13. Размер: 74кб.
    Часть текста: хуторе недалеко от Вильно. Затем переезжает в Ковно (Каунас), где в 1920 г. он получает визу в Германию и покидает родину навсегда. Нельзя сказать, что разница между этими двумя отрезками жизни писателя и поэта огромна, но, тем не менее, много меняется в творческой манере Саши Черного, стиле, выборе тем, героев, жанров. Не случайно биограф и исследователь творчества писателя А. С. Иванов замечает: «Написанное до 1917 года и после – существенно различается между собой. Эмиграция не только коренным образом заставила сменить тематику, но и наложила свой отпечаток на тональность и манеру письма. От подобного деления творчества Саши Черного нам не уйти»[1]. В эмиграции проза начинает выходить на первый план. Исследователи отмечают принципиальный для Саши Черного переход от поэзии к прозе, который произошел еще в 1910-ые гг., после ухода из «Сатирикона». Так, Э. М. Шнейдерман, рассматривая причины ухода поэта из «Сатирикона», пишет: «Но, может быть, причина разрыва заключалась в том, что сатира перестала быть для него всем, – в его поэзии все увеличивается доля лирики, обращается он и к прозе»[2]. Проза, по мнению А. С. Иванова, позволяла «приблизиться к опосредованному, более объективному и глубокому постижению сущности современников»[3]. Поэзия, «стиховая множественность, объединенная в циклы» отражает мозаичный взгляд на мир, тогда, как проза позволяет представить более целостный взгляд[4]. И еще одно очень важное в рамках нашей темы замечание исследователя: «Обращение к прозе объясняется, вероятно, еще и тем, что Саша Черный с ...
    2. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 5. Размер: 80кб.
    Часть текста: расплатившись за это впоследствии жестокой депрессией[2]. Добавим: участь его несколько облегчилась лишь к началу 1916 г., когда он был переведен в Псков, в 18 полевой госпиталь, а в начале 1917 г. – в псковское Управление военных сообщений[3]. В Пскове же на какое-то время после февральской революции он был избран начальником отдела управления комиссара Северного фронта[4]. Война найдет свое отражение как в прозе, и в поэзии Саши Черного. В эмиграции издается третья книга стихов поэта «Жажда» (Берлин, 1923), состоящая из нескольких разделов: «Война», «На Литве», «Чужое солнце» и «Русская Помпея». Теме «Литература и Первая мировая война» посвящены специальные исследования, в которых также упоминается имя Саши Черного как участника войны и автора поэтического цикла и «Солдатских сказок» [5]. В центре нашего внимания – поэтический цикл «Война», в который были включены стихотворения, созданные еще в России. Несколько стихотворений помечены 1914-15 годами, большая часть имеет датировку публикации – 1923 г. Польский город Ломжа и русский Псков будут неоднократно упоминаться как два пространственных локуса, связанных – первый – с войной, а второй – со спасением, выходом из военных действий. Поэтический цикл Саши Черного представляет различные этапы восприятия человеком войны, взаимоотношения с ней. Почти с документальной точностью описано...
    3. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.1. Взрослый и дети в поэтическом сознании Саши Черного, или Любовная лирика поэта
    Входимость: 5. Размер: 26кб.
    Часть текста: о детях и для детей 1.1. Взрослый и дети в поэтическом сознании Саши Черного, или Любовная лирика поэта Раздел I . Детские образы «взрослой» поэзии и прозы 1.1. Взрослый и дети в поэтическом сознании Саши Черного, или Любовная лирика поэта О любви Саша Черный писал не раз, но назвать его поэзию любовной лирикой очень сложно. Любовь, влюбленность, «половое влечение» становились объектами изображения, а не изъявлением собственных чувств, как например, в ранней сатирической лирике, наполненной или едкой сатирой, или мягкой иронией. Лирический герой Саши Черного далек от самого поэта, такое сближение наблюдается лишь в поэзии для детей. Детские образы мелькают в ранней сатире иногда как часть «обстановки» («Жалобы обывателя», «Культурная работа», «Обстановочка», «Бульвары» и др.), иногда, наоборот, как ее контраст («Пошлость», «Там внутри» и др.). Лирический герой наблюдает за детьми пока со стороны, они не являются частью его мира. Есть понимание чистоты, ясности, наивности детского взгляда на мир, что является главной ценностью в поэтическом мире Саши Черного, эталоном истинного отношения вещей. Но контакта нет, есть фиксация детских игр и забав («Ранним утром, «Сквозной ветер»), или глупости («Новая игра») и несправедливости («Пряник», «В детской»). А ведь дети, с точки зрения Саши Черного, это то, что составляет содержание и смысл жизни. Не случайно они оказываются в первой строке стихотворения «Больному» рядом с горячим солнцем, радостью мелодий и книг; в стихотворении, обращенном к тем, кто опустошен и потерял желание жить. Пока возможно лишь прикосновение к детскому миру, когда ребенок еще мал, в доречевой...
    4. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рекомендуемая литература
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    Часть текста: текста и примеч. Л. А. Евстигнеевой. – Л.: Советский писатель, 1960. (Библиотека поэта). Изд. 2-е. – М. -Л.: Советский писатель, 1962. (Библиотека поэта). 3. Черный, Саша. Стихотворения / Биогр. справка, сост., подгот. текста и примеч. Э. М. Шнейдермана. – СПб: Петерб. писатель, 1996. – Изд. 3-е. (Библиотека поэта). 4. Черный, Саша. Улыбки и гримасы: Избранное. В 2-х т. / Сост. и коммент. А. С. Иванова. – М.: Локид, 2000. 5. Черный , Саша. Что кому нравится / Сост., вст. ст. В. Приходько. – М.: Молодая гвардия, 1993. II . Научная, критическая и учебная литература 6. Арзамасцева, И. Н. Саша Черный // Арзамасцева И. Н., Николаева А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 255 – 258. 7. Афонина, Е. Л. Поэтика малышовых стихов Саши Черного («Детский остров») // Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч. тр. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – С. 30 – 40. 8. Белокопытова, А. Детский остров // Воля Росси. – Прага. – 1921. – 13 января. 9. - в . Саша Черный. «Детский остров». Изд-во «Слово», Берлин, 1920 //Русская книга. – Берлин, 1921. – №2. –...
    5. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. О творчестве Саши Черного для детей и его изучении
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    Часть текста: (1913), «Живая азбука» (1914). Первые же произведения многое определяют в дальнейшем развитии творчества Саши Черного для детей. В стихотворении «Костер» объединяющим становится игра, при этом взрослый оказывается частью общего действа, он участвует в разжигании костра, забавах вокруг него, а потом и в его тушении вместе с детьми. Такая устремленность к детям, способность находить радость от общения с ними, искреннее желание быть частью их мира сохранится на протяжении всего жизненного и творческого пути поэта. В рассказе-сказке «Красный камешек» появляется маленький герой того типа и склада характера, который всегда будет отражаться в любимых героях Саши Черного как поэтических, так и прозаических произведений. Традиционные сказочные приемы органично вплетаются в повествование о маленьком любопытном, неугомонном ребенке, готовом броситься на помощь, даже если эту помощь он оказать не в состоянии, потому что еще мал. В нем живет естественный для ребенка интерес ко всему живому, что ползает, летает, жужжит, кукарекает, лает, мяукает и т. д. Зверюшки будут непременными участниками игр и забав детей, а также самостоятельными героями произведений Саши Черного. Детская тема занимает особое место в его творчестве; какое-то невероятно трогательное отношение к ребенку, которое позволяет вести с ним одновременно серьезный и в то же время задушевный разговор. В поэзии и прозе для детей Саши Черного происходит взаимное обогащение: целый мир готов поэт открыть для ребенка, но и сам от общения с маленькими человечками, пусть через страницы книг и журналов, обретает смыл, а позднее и опору в жизни. Едва ли не основным творчество для детей становится в эмиграции. И. Г. Минералова замечает: «Творчество Черного в эмиграции почти все посвящено детям» [2]. Известный критик, автор многочисленных работ о детской поэзии, Владимир Приходько утверждает, что Саша Черный ...
    6. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.2.1. Жанровое своеобразие детской прозы: "Дневник Фокса Микки" (Париж, 1927)
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    Часть текста: появляется в творчестве Саши Черного в стихотворении «Как я живу и не работаю» (1926): Иногда у консьержки беру на прокат Симпатичного куцего фокса. Я назвал его «Микки», и он мой собрат – Пишет повести и парадоксы. Он тактичен и вежлив от носа до пят, Никогда не ворчит и не лает. Лишь когда на мандоле славлю закат, – «Перестань!» – он меня умоляет [2, 238]. В этой небольшой зарисовке намечены некоторые черты будущего автора и героя «Дневника»: и его писательский талант, и нелюбовь к музыке, и его «философичность». В эмиграции Саша Черный обретает удивительную способность устанавливать контакт не только с детьми, но и с животными, понимать язык любого малыша и любой зверушки. Свидетельством этого и является «Дневник фокса Микки», возможно, также доверчиво переданный большому другу маленькой собачкой. Первая публикация «Дневника фокса Микки» состоялась в журнале «Иллюстрированная Россия» в рубрике «Страничка для детей» в 1924 – 1925 годах. В этом издании заметки «Из дневника фокса Микки» подписаны: «сообщил Sandro», позднее авторство изменено: «сообщил Саша Черный» [97]. Перед нами не просто дневник, который ведет фокс Микки; это художественное произведение, написанное маленькой собачкой и адресованное людям: «Попала бы моя книжка в лапки...
    7. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Введение
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: границу, поэт-сатирик на долгие годы был изъят из истории русской литературы. Но именно за рубежом он создает большую часть своих произведений. В годы эмиграции творчество для детей становится практически основным, а в жизни Саши Черного постоянно присутствует забота о русских детях, волей судьбы лишенных своей Родины, родной культуры, языка. Для них в эмиграции он готовит хрестоматии, альманахи по русской литературе, в газете «Иллюстрированная Россия» на «Страничке для детей» и в рубрике «Детский остров» газеты «Последних новостей» постоянно появляются детские стихи, рассказы и сказки, выходит ряд книг для детей. Произведения Саши Черного для детей составляют огромный пласт его творчества, а также всей русский детской литературы. Они несут в себе огромный заряд любви, доброты и еще ждут своих исследователей. Предлагаемое пособие состоит из двух разделов, представляющих, соответственно, «взрослого» и «детского»...
    8. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.3. Детские образы в рассказах 1925-1928-х гг.
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: найти подход к каждому ребенку, искренние переживания за судьбу русских детей в эмиграции и попытки помочь и поддержать русских детей. Но и во «взрослом» творчестве поэта и писателя часто появляются детские образы, становясь как второстепенными, так и главными героями его произведений. Таков маленький герой рассказа «Берлинское рождество» пятилетний немецкий мальчик. Само произведение написано в форме воспоминаний и тяготеет к жанру рождественского рассказа. Повествование оказывается в обрамлении фактически одной и той же фразы из воспоминаний героя-рассказчика, обозначающей время и место событий: «Было это бесконечно давно: в тысяча девятьсот двадцать втором году» [4, 225] – первая фраза рассказа и: «… в Берлине» [4, 227] – уточняется и дополняется в последнем предложении. Под самим рассказом стоит 1924 год. Время – понятие относительное, и события двухлетней давности кажутся сейчас невероятно далекими. Причина такого восприятия может заключаться, как в прошлом, так и в настоящем героя-рассказчика. Возможно, на контрасте с настоящим пребыванием в Париже прошлое берлинское житье-бытье видится в светлых красках, поэтому и рождается такой сентиментальный и немного грустный рассказ, ведь праздник и радость остались в прошлом. Для этого рассказа характерна интонация многих других этого периода, повествующих с теплой грустью об...
    9. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.2. Хронотоп "Детского острова"
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: об этом и пойдет речь. Обратимся к прямому значению слова «остров» – это суша, окруженная со всех сторон водой, т. е. это некое изолированное пространство. Подчеркнутая изолированность, замкнутость детского острова Саши Черного усиливается появлением во втором стихотворении образа Робинзона Крузо, о котором читает герой «Приготовишки». Этот художественный образ знаковый для творчества поэта. Наверное, впервые образ Робинзона появляется в эмиграции: «Прекрасный жребий Робинзона / Лишь Робинзон не понимал…» [2, 134] – из стихотворения «Эмигрантское», представляющее мечты о новой жизни, если бы «Немного денег завелось», тогда практически почти первое озвученное желание – купить пустынный уголок, куда единственным другом допускается пес. Кроме этого, в своих комментариях А. С. Иванов также пишет об анонсе пьесы Саши Черного «Возвращение Робинзона», правда, так не появившейся в печати [79]. С Робинзонами сравнивает себя и маленькую девочку лирический герой стихотворения «Мой роман». Но если пребывание Робинзона Крузо на острове вынужденное, то Саша Черный оказывается на детском острове добровольно. В первых откликах на книгу авторы рецензий писали, что поэт спрятался на детском острове [80], отдохнул «от тех общих и страшных мыслей, для которых не подыщешь нужного слова, потому что трудно соперничать в силе и выразительности с войной, голодом и мором» [81]. Многие современные исследователи указывают на «Детский остров» Саши Черного как...
    10. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.1. Автор и его герои на «Детском острове»
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: (М. – Л., 1928 г.) содержит лишь небольшую подборку стихотворений из сборника (19) без деления на какие-либо разделы. Поэтический сборник «Детский остров» состоит из своеобразного поэтического предисловия – стихотворения-обращения «Детям» и трех разделов: «Веселые глазки», «Зверюшки» и «Песенки». И. Г. Минералова таким образом рассматривает составляющие его разделы: «Райский остров населен детьми. Какими? Об этом первый цикл. Кого они любят и кого себе напоминают? – второй цикл. О чем мечтают и без чего не могут жить? – цикл третий» [66]. Открывает «Детский остров» стихотворение «Детям» , которое представляет собой своеобразное поэтическое предисловие, знакомящее с автором, оно и задает главную тональность всего поэтического сборника – мягкий юмор и добрую иронию. Стихотворение «Детям» написано от имени поэта, постоянно поддерживается ощущение непосредственного разговора с ребенка. Хотя внутри самого стихотворения происходит выпадение из прямого общения, из хронотопа разговора, для создания образа детского поэта за счет отстранения от самого себя, поэт смотрит на себя со стороны и подмечает те...