• Приглашаем посетить наш сайт
    Горький (gorkiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "2006"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.2. Маленький шедевр любовной лирики ("Мой роман", 1927)
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    2. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    3. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    4. Жиркова М. А.: Жизнь провинции в поэзии и прозе Саши Черного
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    5. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.2. Хронотоп "Детского острова"
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    6. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.1. Автор и его герои на «Детском острове»
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    7. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рекомендуемая литература
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.2. Маленький шедевр любовной лирики ("Мой роман", 1927)
    Входимость: 3. Размер: 25кб.
    Часть текста: к сожалению, отсутствует какой-либо комментарий к этому стихотворению. Кроме указания на публикацию в «Последних новостях» – ежедневной парижской газете от 4 декабря 1927 года. А это самое трогательное стихотворение о любви в поэтическом творчестве Саши Черного. Можно проследить развитие лирического сюжета этого стихотворения, выделив его основные элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Изначально декларируется мир, охваченный любовью, не случайно слово «любовь», производные от него глаголы в двух первых четверостишиях встречаются четырежды. Любовь захватывает сердца людей, опьяняя, властвует над всеми, уравнивает всех: «Кто любит прачку, кто любит маркизу, / У каждого свой дурман» [2, 268]. Сразу в первой же строфе звучит признание в любви: «А я люблю консьержкину Лизу, / У нас – осенний роман». Герой противопоставляет себя и свой роман всем: неслучайно третья строка начинается с противительного союза «А». Возлюбленная героя почему-то не вписывается в широкий диапазон от прачки до маркизы , хотя упоминание консьержки делают героиню ближе, скорее, к первой, чем ко второй героине. А «дурман» героя представлен как «осенний роман». Взрыв чувств, буйство страсти, безрассудность влюбленности весеннего романа оказывается уже пережитый этап отношений. Влюбленность, выросшая в любовь, оборачивается трепетностью, теплотой, внутренней близостью, духовным единством двух людей. «Осенний роман» задает мягкость и приглушенность чувств, особую теплоту отношений. Любовь не только заявлена, она взаимна и бережно хранима каждым, представленная как тайная и запретная: Пусть Лиза в квартале слывет...
    2. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    Часть текста: Из комментариев его биографа и исследователя А. С. Иванова известно, что поэт в 1914 году был призван из запаса в мобилизацию, назначен заведующим формированием военно-лечебных заведений, зачислен в 13 запасный полевой госпиталь и в составе Варшавского сводного полевого госпиталя № 2 отправлен на фронт [1]. Другой исследователь, Л. А. Спиридонова, дополняет: госпиталь попал в жестокие бои под Ломжей и бомбардировки в Варшаве, и Саше Черному пришлось изведать все тяготы фронтовой жизни, расплатившись за это впоследствии жестокой депрессией[2]. Добавим: участь его несколько облегчилась лишь к началу 1916 г., когда он был переведен в Псков, в 18 полевой госпиталь, а в начале 1917 г. – в псковское Управление военных сообщений[3]. В Пскове же на какое-то время после февральской революции он был избран начальником отдела управления комиссара Северного фронта[4]. Война найдет свое отражение как в прозе, и в поэзии Саши Черного. В эмиграции издается третья книга стихов поэта «Жажда» (Берлин, 1923), состоящая из нескольких разделов: «Война», «На Литве», «Чужое солнце» и «Русская Помпея». Теме «Литература и Первая мировая война» посвящены специальные исследования, в которых также упоминается имя Саши Черного как участника войны и автора поэтического цикла и «Солдатских сказок» [5]. В центре нашего внимания – поэтический цикл «Война», в который были включены стихотворения, созданные еще в России. Несколько стихотворений помечены 1914-15 годами, большая часть имеет датировку публикации – 1923 г. Польский город Ломжа и русский Псков будут неоднократно упоминаться как два пространственных локуса, связанных – первый – с войной, а второй – со спасением, ...
    3. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    Часть текста: до 1917 года и после – существенно различается между собой. Эмиграция не только коренным образом заставила сменить тематику, но и наложила свой отпечаток на тональность и манеру письма. От подобного деления творчества Саши Черного нам не уйти»[1]. В эмиграции проза начинает выходить на первый план. Исследователи отмечают принципиальный для Саши Черного переход от поэзии к прозе, который произошел еще в 1910-ые гг., после ухода из «Сатирикона». Так, Э. М. Шнейдерман, рассматривая причины ухода поэта из «Сатирикона», пишет: «Но, может быть, причина разрыва заключалась в том, что сатира перестала быть для него всем, – в его поэзии все увеличивается доля лирики, обращается он и к прозе»[2]. Проза, по мнению А. С. Иванова, позволяла «приблизиться к опосредованному, более объективному и глубокому постижению сущности современников»[3]. Поэзия, «стиховая множественность, объединенная в циклы» отражает мозаичный взгляд на мир, тогда, как проза позволяет представить более целостный взгляд[4]. И еще одно очень важное в рамках нашей темы замечание исследователя: «Обращение к прозе объясняется, вероятно, еще и тем, что Саша Черный с годами стал тяготиться репутацией сатирика. Душа его была не утолена отрицанием, искала утверждающего начала »[5]. В эмиграции творчество поэта и писателя пошло по трем направлениям: Первое : поэзия – переиздание старых сборников с доработкой, появляются и...
    4. Жиркова М. А.: Жизнь провинции в поэзии и прозе Саши Черного
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    Часть текста: 1898, 8 сентября) о бедственном положении юноши сводит его с Константином Константиновичем Роше (1849-1933), крупным житомирским чиновником и поэтом[1], в доме которого Александр Гликберг обретает родную семью[2]. Современный писатель и поэт А. Ратыня так пишет о К. К. Роше: «Большую часть своих дней он прожил в Житомире. Длительное время был членом правления Волынского губернского присутствия по крестьянским делам, почетным мировым судьей. Как потомственный дворянин, дослужился до титула действительного статского советника. В годы первой мировой войны, революции 1917 года и постоянных перемен власти в Житомире в период гражданской войны помогал нуждающимся, как мог. В 1920-х годах стал одним из организаторов житомирского Свято-Николаевского братства. После неурожайного 1898 года Роше организовал Волынскую столовую в голодных местах Поволжья. У него не было достаточных для этого средств, и тогда Константин Константинович обратился к землякам – волынцам с пламенным призывом о благотворительных сборах. Он призывал каждого имущего пожертвовать хотя бы немного, и если бы на его призыв откликнулись тогда все жители Волыни, то собранного с лихвою хватило бы для того, чтобы накормить в течение длительного времени несколько голодных сел»[3]. Уже в этом описании просматриваются черты провинциального Дон-Кихота, каким его обозначают исследователи. За год до появления в...
    5. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.2. Хронотоп "Детского острова"
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: Черного для детей в целом, и для этого есть все основания, а во-вторых, более узкое – по отношению к поэтическому сборнику «Детский остров», об этом и пойдет речь. Обратимся к прямому значению слова «остров» – это суша, окруженная со всех сторон водой, т. е. это некое изолированное пространство. Подчеркнутая изолированность, замкнутость детского острова Саши Черного усиливается появлением во втором стихотворении образа Робинзона Крузо, о котором читает герой «Приготовишки». Этот художественный образ знаковый для творчества поэта. Наверное, впервые образ Робинзона появляется в эмиграции: «Прекрасный жребий Робинзона / Лишь Робинзон не понимал…» [2, 134] – из стихотворения «Эмигрантское», представляющее мечты о новой жизни, если бы «Немного денег завелось», тогда практически почти первое озвученное желание – купить пустынный уголок, куда единственным другом допускается пес. Кроме этого, в своих комментариях А. С. Иванов также пишет об анонсе пьесы Саши Черного «Возвращение Робинзона», правда, так не появившейся в печати [79]. С Робинзонами сравнивает себя и маленькую девочку лирический герой стихотворения «Мой роман». Но если пребывание Робинзона Крузо на острове вынужденное, то Саша Черный оказывается на детском острове добровольно. В первых откликах на книгу авторы рецензий писали, что поэт спрятался на детском острове [80],...
    6. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.1. Автор и его герои на «Детском острове»
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: на какие-либо разделы. Поэтический сборник «Детский остров» состоит из своеобразного поэтического предисловия – стихотворения-обращения «Детям» и трех разделов: «Веселые глазки», «Зверюшки» и «Песенки». И. Г. Минералова таким образом рассматривает составляющие его разделы: «Райский остров населен детьми. Какими? Об этом первый цикл. Кого они любят и кого себе напоминают? – второй цикл. О чем мечтают и без чего не могут жить? – цикл третий» [66]. Открывает «Детский остров» стихотворение «Детям» , которое представляет собой своеобразное поэтическое предисловие, знакомящее с автором, оно и задает главную тональность всего поэтического сборника – мягкий юмор и добрую иронию. Стихотворение «Детям» написано от имени поэта, постоянно поддерживается ощущение непосредственного разговора с ребенка. Хотя внутри самого стихотворения происходит выпадение из прямого общения, из хронотопа разговора, для создания образа детского поэта за счет отстранения от самого себя, поэт смотрит на себя со стороны и подмечает те необычные черты, которые могут заинтересовать, поразить и...
    7. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рекомендуемая литература
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: , Саша. Что кому нравится / Сост., вст. ст. В. Приходько. – М.: Молодая гвардия, 1993. II . Научная, критическая и учебная литература 6. Арзамасцева, И. Н. Саша Черный // Арзамасцева И. Н., Николаева А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 255 – 258. 7. Афонина, Е. Л. Поэтика малышовых стихов Саши Черного («Детский остров») // Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч. тр. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – С. 30 – 40. 8. Белокопытова, А. Детский остров // Воля Росси. – Прага. – 1921. – 13 января. 9. - в . Саша Черный. «Детский остров». Изд-во «Слово», Берлин, 1920 //Русская книга. – Берлин, 1921. – №2. – С. 10. 10. Горалик, Л. Повесить всех собак! Саша Черный «Дневник фокса Микки» // Русский журнал. – 2002 // http: //old.russ.ru/krug/razbor/20020412linor.html 11. Даманская, А. Волшебный остров //Народное дело. – Ревель. – 1921. – 18 февраля. 12. Дроздов, А. Сашин остров // Голос России. – Берлин. – 1921. – ...