• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.К. (tolstoy-a-k.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1996"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 5. Размер: 74кб.
    2. Жиркова М. А.: Жизнь провинции в поэзии и прозе Саши Черного
    Входимость: 4. Размер: 52кб.
    3. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рекомендуемая литература
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    4. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. О творчестве Саши Черного для детей и его изучении
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    5. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.1. Взрослый и дети в поэтическом сознании Саши Черного, или Любовная лирика поэта
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    6. Саша Чёрный (энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    7. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.2.1. Жанровое своеобразие детской прозы: "Дневник Фокса Микки" (Париж, 1927)
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    8. Вербицкая Виктория: "Чистая" сила "Солдатских сказок" Саши Черного о "нечисти"
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    9. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.2. Маленький шедевр любовной лирики ("Мой роман", 1927)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    10. Левинг Юрий: Владимир Набоков и Саша Черный
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    11. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 1. Размер: 80кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 5. Размер: 74кб.
    Часть текста: выборе тем, героев, жанров. Не случайно биограф и исследователь творчества писателя А. С. Иванов замечает: «Написанное до 1917 года и после – существенно различается между собой. Эмиграция не только коренным образом заставила сменить тематику, но и наложила свой отпечаток на тональность и манеру письма. От подобного деления творчества Саши Черного нам не уйти»[1]. В эмиграции проза начинает выходить на первый план. Исследователи отмечают принципиальный для Саши Черного переход от поэзии к прозе, который произошел еще в 1910-ые гг., после ухода из «Сатирикона». Так, Э. М. Шнейдерман, рассматривая причины ухода поэта из «Сатирикона», пишет: «Но, может быть, причина разрыва заключалась в том, что сатира перестала быть для него всем, – в его поэзии все увеличивается доля лирики, обращается он и к прозе»[2]. Проза, по мнению А. С. Иванова, позволяла «приблизиться к опосредованному, более объективному и глубокому постижению сущности современников»[3]. Поэзия, «стиховая множественность, объединенная в циклы» отражает мозаичный взгляд на мир, тогда, как проза позволяет представить более целостный взгляд[4]. И еще одно очень важное в рамках нашей темы замечание исследователя: «Обращение к прозе объясняется, вероятно, еще и тем, что Саша Черный с годами стал тяготиться репутацией сатирика. Душа его была не утолена отрицанием, искала утверждающего начала »[5]. В эмиграции творчество поэта и писателя пошло по трем направлениям: Первое : поэзия – переиздание старых сборников с доработкой, появляются и новые вещи в традиционном сатирическом ключе, и собственно лирика; создаются крупные формы (поэмы), но...
    2. Жиркова М. А.: Жизнь провинции в поэзии и прозе Саши Черного
    Входимость: 4. Размер: 52кб.
    Часть текста: и прозе Саши Черного Может быть, Житомир здесь и ни при чем – ибо все наши провинциальные города, как почтовые марки, схожи между собой… Саша Черный. Дневник резонера. Саша Черный родился в Одессе, но так случилось, что именно Житомир стал родным городом для поэта. После побега из дома в 15 лет он оказывается в Петербурге. Недолго длилась его петербургская жизнь, из гимназии он был исключен, как мы бы сейчас сказали, за неуспеваемость. Родители в помощи отказали и на письма не отвечали. Появившаяся в петербургской газете статья А. А. Яблоновского («Срезался по алгебре», Сын отечества, 1898, 8 сентября) о бедственном положении юноши сводит его с Константином Константиновичем Роше (1849-1933), крупным житомирским чиновником и поэтом[1], в доме которого Александр Гликберг обретает родную семью[2]. Современный писатель и поэт А. Ратыня так пишет о К. К. Роше: «Большую часть своих дней он прожил в Житомире. Длительное время был членом правления Волынского губернского присутствия по крестьянским делам, почетным мировым судьей. Как потомственный дворянин, дослужился до титула действительного статского советника. В годы первой мировой войны, революции 1917 года и постоянных перемен власти в Житомире в период гражданской войны помогал нуждающимся, как мог. В 1920-х годах стал одним из организаторов житомирского Свято-Николаевского братства. После неурожайного 1898 года Роше организовал Волынскую столовую в голодных местах Поволжья. У него не было...
    3. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рекомендуемая литература
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: Научная, критическая и учебная литература 6. Арзамасцева, И. Н. Саша Черный // Арзамасцева И. Н., Николаева А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 255 – 258. 7. Афонина, Е. Л. Поэтика малышовых стихов Саши Черного («Детский остров») // Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч. тр. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – С. 30 – 40. 8. Белокопытова, А. Детский остров // Воля Росси. – Прага. – 1921. – 13 января. 9. - в . Саша Черный. «Детский остров». Изд-во «Слово», Берлин, 1920 //Русская книга. – Берлин, 1921. – №2. – С. 10. 10. Горалик, Л. Повесить всех собак! Саша Черный «Дневник фокса Микки» // Русский журнал. – 2002 // http: //old.russ.ru/krug/razbor/20020412linor.html 11. Даманская, А. Волшебный остров //Народное дело. – Ревель. – 1921. – 18 февраля. 12. Дроздов, А. Сашин остров // Голос России. – Берлин. – 1921. – 8 января. 13. Евстигнеева, Л. И. Литературный путь Саши Черного // Черный Саша. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1960. (Библиотека поэта) – С. 23 – 67. 14. Иванов , А. С. Волшебник // Черный Саша. Собр. соч.: В 5 т. – Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. – М.: Эллис Лак, 2007. – С. 523 – 548. 15. Карпов, В. А. Проза Саши Черного в детском чтении // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – №4. – С. 30 – 34. 16. Ковалева, Т. В. Поэзия для детей Саши Черного // Литература русского зарубежья (1917 – 1939гг.):...
    4. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. О творчестве Саши Черного для детей и его изучении
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    Часть текста: него, а потом и в его тушении вместе с детьми. Такая устремленность к детям, способность находить радость от общения с ними, искреннее желание быть частью их мира сохранится на протяжении всего жизненного и творческого пути поэта. В рассказе-сказке «Красный камешек» появляется маленький герой того типа и склада характера, который всегда будет отражаться в любимых героях Саши Черного как поэтических, так и прозаических произведений. Традиционные сказочные приемы органично вплетаются в повествование о маленьком любопытном, неугомонном ребенке, готовом броситься на помощь, даже если эту помощь он оказать не в состоянии, потому что еще мал. В нем живет естественный для ребенка интерес ко всему живому, что ползает, летает, жужжит, кукарекает, лает, мяукает и т. д. Зверюшки будут непременными участниками игр и забав детей, а также самостоятельными героями произведений Саши Черного. Детская тема занимает особое место в его творчестве; какое-то невероятно трогательное отношение к ребенку, которое позволяет вести с ним одновременно серьезный и в то же время задушевный разговор. В поэзии и прозе для детей Саши Черного происходит взаимное обогащение: целый мир готов поэт открыть для ребенка, но и сам от общения с маленькими человечками, пусть через страницы книг и журналов, обретает смыл, а позднее и опору в жизни. Едва ли...
    5. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.1. Взрослый и дети в поэтическом сознании Саши Черного, или Любовная лирика поэта
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: собственных чувств, как например, в ранней сатирической лирике, наполненной или едкой сатирой, или мягкой иронией. Лирический герой Саши Черного далек от самого поэта, такое сближение наблюдается лишь в поэзии для детей. Детские образы мелькают в ранней сатире иногда как часть «обстановки» («Жалобы обывателя», «Культурная работа», «Обстановочка», «Бульвары» и др.), иногда, наоборот, как ее контраст («Пошлость», «Там внутри» и др.). Лирический герой наблюдает за детьми пока со стороны, они не являются частью его мира. Есть понимание чистоты, ясности, наивности детского взгляда на мир, что является главной ценностью в поэтическом мире Саши Черного, эталоном истинного отношения вещей. Но контакта нет, есть фиксация детских игр и забав («Ранним утром, «Сквозной ветер»), или глупости («Новая игра») и несправедливости («Пряник», «В детской»). А ведь дети, с точки зрения Саши Черного, это то, что составляет содержание и смысл жизни. Не случайно они оказываются в первой строке стихотворения «Больному» рядом с горячим солнцем, радостью мелодий и книг; в стихотворении, обращенном к тем, кто опустошен и потерял желание жить. Пока возможно лишь прикосновение к детскому миру, когда ребенок еще мал, в доречевой период его развития, но, даже находясь рядом с ним, лирический герой сохраняет свое...
    6. Саша Чёрный (энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: В марте 1917 Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о Литве и цикл Русская Помпея , впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 – в Берлин; со второй половины 1923 до начала 1924 – в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах Из римской тетради и Римские офорты ). С 1924 жил в Париже, сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями. Начал печататься в Житомире в 1904. В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» и др. Дерзкая политическая сатира Черного Чепуха (1905; «Трепов – мягче сатаны») принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта Разные мотивы (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник Сатиры (1910) с ироническим посвящением «всем нищим духом», представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами...
    7. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.2.1. Жанровое своеобразие детской прозы: "Дневник Фокса Микки" (Париж, 1927)
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: намечены некоторые черты будущего автора и героя «Дневника»: и его писательский талант, и нелюбовь к музыке, и его «философичность». В эмиграции Саша Черный обретает удивительную способность устанавливать контакт не только с детьми, но и с животными, понимать язык любого малыша и любой зверушки. Свидетельством этого и является «Дневник фокса Микки», возможно, также доверчиво переданный большому другу маленькой собачкой. Первая публикация «Дневника фокса Микки» состоялась в журнале «Иллюстрированная Россия» в рубрике «Страничка для детей» в 1924 – 1925 годах. В этом издании заметки «Из дневника фокса Микки» подписаны: «сообщил Sandro», позднее авторство изменено: «сообщил Саша Черный» [97]. Перед нами не просто дневник, который ведет фокс Микки; это художественное произведение, написанное маленькой собачкой и адресованное людям: «Попала бы моя книжка в лапки какой-нибудь девочке в зеленом платьице… Села бы она у камина с моим сочинением, читала бы, перечитывала и улыбалась» [5, 158]. Детская книга представлена в сложной жанровой форме дневника. Не прост и главный ее герой: он и персонаж, и автор литературного произведения одновременно. Дневник фокса Микки появляется в минуту обиды, когда заговорили «собачьи амбиции». «Я умею думать, – и это самое главное», – замечает он в ответ на Зинины упреки: «А вот ты, цуцик несчастный, ни говорить, ни читать, ни писать не умеешь» [5, 131]. Искусство письма с трудом, но поддалось собачьему трудолюбию, ведь «фоксы гораздо прилежнее девочек». Но, как уже было сказано, Микки не просто ведет личный дневник, а пишет книгу, создает художественное произведение для детей и взрослых. Причем, литературный дневник – жанр неизвестный, из жизни ...
    8. Вербицкая Виктория: "Чистая" сила "Солдатских сказок" Саши Черного о "нечисти"
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    Часть текста: новости», «Иллюстрированная Россия», журналами «Возрождение» и возрожденным «Сатириконом». Участвует он и в ежегодных Днях русской культуры в Париже, выпускает альманах для детей «Русская земля». Именно тоской по родине, по русской природе, крестьянству были порождены его «Солдатские сказки» (1928—1932), которые, как пишет критик А. Иванов, «занимают особое место в творчестве С. Черного» (статья «Театр масок Саши Черного»). Здесь воспоминания писателя о его жизни в России, службе в армии в годы первой мировой войны органично сочетаются с блестящим языком, «бесконечно прихотливым, сочным, залихватски шаловливым», но не являющимся стилизацией. Так как себя, автора, С. Черный заменяет образом рассказчика, солдатом, который является простонародной маской писателя. Служа в армии в чине вольноопределяющегося, то есть фактически нижним чином, он часто общался с простыми солдатами. «Мне было поручено обучать грамоте солдат в учебной команде, что я и делал с большим удовольствием — целых два года, в свободное время слушал их рассказы, часто своеобразные, а иногда будто наивные, многие из них запомнились так, что я их использовал почти через 25 лет…» — вспоминал впоследствии С. Черный. Надо было оказаться в эмиграции, чтобы после «осознания огромности потери и непоправимости случившегося… уклад былой жизни предстал очищенным от обыденщины и скверны», чтобы «стало зримо крепкое, здоровое ядро, сущность бытия, духовная подоснова» (А. Иванов). Этими «ядром» и «подосновой» и явился русский фольклор, к которому постоянно обращались русские писатели разных поколений. 1. Как происходят и чем заканчиваются встречи с «нечистой» силой Вплоть до XIX — начала XX в. в русском...
    9. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.2. Маленький шедевр любовной лирики ("Мой роман", 1927)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: и творчестве Саши Черного, составителя пятитомного собрания сочинений, наиболее полного на данный момент, комментатора его произведений, к сожалению, отсутствует какой-либо комментарий к этому стихотворению. Кроме указания на публикацию в «Последних новостях» – ежедневной парижской газете от 4 декабря 1927 года. А это самое трогательное стихотворение о любви в поэтическом творчестве Саши Черного. Можно проследить развитие лирического сюжета этого стихотворения, выделив его основные элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Изначально декларируется мир, охваченный любовью, не случайно слово «любовь», производные от него глаголы в двух первых четверостишиях встречаются четырежды. Любовь захватывает сердца людей, опьяняя, властвует над всеми, уравнивает всех: «Кто любит прачку, кто любит маркизу, / У каждого свой дурман» [2, 268]. Сразу в первой же строфе звучит признание в любви: «А я люблю консьержкину Лизу, / У нас – осенний роман». Герой противопоставляет себя и свой роман всем: неслучайно третья строка начинается с противительного союза «А». Возлюбленная героя почему-то не вписывается в широкий диапазон от прачки до маркизы , хотя упоминание консьержки делают героиню ближе, скорее, к первой, чем ко второй героине. А «дурман» героя представлен как «осенний роман». Взрыв чувств, буйство страсти, безрассудность влюбленности весеннего романа оказывается уже пережитый этап отношений. Влюбленность, выросшая в любовь, оборачивается трепетностью, теплотой, внутренней близостью, духовным...
    10. Левинг Юрий: Владимир Набоков и Саша Черный
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: благодарности"3. До сих пор о поэте, прозаике, редакторе Саше Черном (1880-1932) в связи с Владимиром Набоковым упоминались факты чисто биографического характера: известно, что он был дружен с его отцом, В. Д. Набоковым; в 1922 г. в Берлине помогал отбирать стихи для сборника "Горний путь"; радушно принимал юношу в своей темной шарлоттенбургской квартирке и публиковал почти все приносимое тем в альманахах "Грани" и "Жар-Птица", где работал литредактором4. Черный был идеальным примером гармоничногосимбиоза лирики и сатиры. В рецензии на перевод сказки "Волшебный соловей" Набоков с восторгом отзывался о легком стихе Саши Черного, который, по его мнению, в лишний раз доказывал, "какой тонкий, своеобразный лирик живет в желчном авторе "сатир”"5. Учительство Черного, чей творческий расцвет ко времени кооперации с Сириным уже миновал, а писательская энергия свелась к сочинению милых и грустных детских стихов, признавалось — в отличие от многих других талантливых современников, чьи имена Набоков принципиально не афишировал. Набоковский опыт использования творческих находок...