• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1932"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 14. Размер: 8кб.
    2. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 10. Размер: 74кб.
    3. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.1. Взрослый и дети в поэтическом сознании Саши Черного, или Любовная лирика поэта
    Входимость: 4. Размер: 26кб.
    4. Левинг Юрий: Владимир Набоков и Саша Черный
    Входимость: 4. Размер: 31кб.
    5. Биография (автор неизвестен)
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    6. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 3. Размер: 80кб.
    7. Саша Чёрный (энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    8. Саша Черный: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    9. Окрошка из профессоров
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    10. Переутомление
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    11. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.1. Автор и его герои на «Детском острове»
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    12. Волшебник
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    13. Железное колечко
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    14. "Илья Муромец"
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    15. Рассказы и сказки
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    16. Городская сказка
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    17. Вербицкая Виктория: "Чистая" сила "Солдатских сказок" Саши Черного о "нечисти"
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    18. Гёте
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    19. С холма
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    20. Пасхальный сюрприз
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    21. Страшный сон
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    22. Бестелесная команда
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    23. Солнце ("Всю зиму нормандская баба... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    24. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Введение
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    25. Стихотворения по годам
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    26. Ослиный тормоз
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    27. Кому в эмиграции жить хорошо. Глава XXV
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    28. Изобретатели
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    29. Куприн А. И.: О Саше Черном и его книгах
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    30. Без вакансий
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    31. Иванов Анатолий: Оскорбленная любовь
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    32. Солдат и русалка
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    33. Антошина беда
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    34. "Неделя доброты"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    35. Скорбная годовщина
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    36. В карцере
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    37. Случай в лагере
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    38. Иванов Анатолий: Театр масок Саши Черного
    Входимость: 1. Размер: 107кб.
    39. Пластика
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    40. Иванов Анатолий: Русский ковчег. Муза Саши Черного в эмиграции
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    41. Дом в Монморанси
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    42. В угловом бистро
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    43. Аутодафе
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    44. Щербак Нина: Саша Чёрный
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    45. С колокольчиком
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    46. Детские вопросы
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    47. Мобилизация (К балу прессы 13 января)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    48. Картофельная идея
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    49. Армейский спотыкач
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    50. Пушкин в Париже
    Входимость: 1. Размер: 18кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 14. Размер: 8кб.
    Часть текста: «Новая Русь». 1910. 15/28 марта. Чуковский К. Юмор обреченных //«Речь». 1910. 17/30 апреля. Лаврский И. Смех современности //«Приазовский край». Ростов н/Д. 1910. 26 мая/8 июня. Войтоловский Л. Саша Черный //«Киевская мысль». 1910. 30 мая/ 12 июня. Амфитеатров А. В. Записная книжка: О Саше Черном//«Одесские новости». 1910. 29 июня/12 июля. См. тоже: Амфитеатров А. В. Разговоры по душе. М., 1910. Колтоновская Е. А. Новая сатира //«Сибирская жизнь». Томск. 1910. 29 августа/11 сентября. См. тоже: Колтоновская Е. А. Критические этюды. 1912. Кранихфельд В. Литературные отклики // «Современный мир». 1910. № 5. Пильский П. Русская сатира//«Одесские новости». 1911. 1/14 января. Розенталь С. О Саше Черном//«Gaudeamus». 1911. № 1. Войтоловский Л. Саша Черный (Сатиры и лирика. Кн. 2)//«Киевская мысль». 1911. 26 ноября/9 декабря. Василевский И . (He-Буква). Без штемпеля // «Одесские новости». 1911. 30 декабря/12 января. [Без подписи]. Саша Черный. Сатиры и лирика. Кн. 2//«Русское богатство». 1912. № 1. Игнатов И. Литературные отклики: «Земля», сб. 8//«Русские ведомости». 1912. 10/23 февраля. Розенталь С. Поэт современной усталости //«Против течения». 1912. 8/21 декабря. Василевский И. (He-Буква). Два пути (Игорь Северянин и Саша Черный) //«Биржевые ведомости». 1913. 3/16 октября. См. тоже: «Новое...
    2. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 10. Размер: 74кб.
    Часть текста: г. он получает визу в Германию и покидает родину навсегда. Нельзя сказать, что разница между этими двумя отрезками жизни писателя и поэта огромна, но, тем не менее, много меняется в творческой манере Саши Черного, стиле, выборе тем, героев, жанров. Не случайно биограф и исследователь творчества писателя А. С. Иванов замечает: «Написанное до 1917 года и после – существенно различается между собой. Эмиграция не только коренным образом заставила сменить тематику, но и наложила свой отпечаток на тональность и манеру письма. От подобного деления творчества Саши Черного нам не уйти»[1]. В эмиграции проза начинает выходить на первый план. Исследователи отмечают принципиальный для Саши Черного переход от поэзии к прозе, который произошел еще в 1910-ые гг., после ухода из «Сатирикона». Так, Э. М. Шнейдерман, рассматривая причины ухода поэта из «Сатирикона», пишет: «Но, может быть, причина разрыва заключалась в том, что сатира перестала быть для него всем, – в его поэзии все увеличивается доля лирики, обращается он и к прозе»[2]. Проза, по мнению А. С. Иванова, позволяла «приблизиться к опосредованному, более объективному и глубокому постижению сущности современников»[3]. Поэзия, «стиховая множественность, объединенная в циклы» отражает мозаичный взгляд на мир, тогда, как проза позволяет представить более целостный взгляд[4]. И еще одно очень важное в рамках нашей темы замечание исследователя: «Обращение к прозе объясняется, вероятно, еще и тем, что Саша Черный с годами стал тяготиться репутацией сатирика. Душа его была не утолена отрицанием, искала утверждающего начала »[5]. В эмиграции творчество поэта и писателя пошло по трем направлениям: Первое : поэзия – переиздание старых сборников с доработкой, появляются и новые вещи в традиционном сатирическом ключе, и собственно лирика; создаются крупные формы (поэмы), но поэзия начинает уходить на второй...
    3. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.1. Взрослый и дети в поэтическом сознании Саши Черного, или Любовная лирика поэта
    Входимость: 4. Размер: 26кб.
    Часть текста: чувств, как например, в ранней сатирической лирике, наполненной или едкой сатирой, или мягкой иронией. Лирический герой Саши Черного далек от самого поэта, такое сближение наблюдается лишь в поэзии для детей. Детские образы мелькают в ранней сатире иногда как часть «обстановки» («Жалобы обывателя», «Культурная работа», «Обстановочка», «Бульвары» и др.), иногда, наоборот, как ее контраст («Пошлость», «Там внутри» и др.). Лирический герой наблюдает за детьми пока со стороны, они не являются частью его мира. Есть понимание чистоты, ясности, наивности детского взгляда на мир, что является главной ценностью в поэтическом мире Саши Черного, эталоном истинного отношения вещей. Но контакта нет, есть фиксация детских игр и забав («Ранним утром, «Сквозной ветер»), или глупости («Новая игра») и несправедливости («Пряник», «В детской»). А ведь дети, с точки зрения Саши Черного, это то, что составляет содержание и смысл жизни. Не случайно они оказываются в первой строке стихотворения «Больному» рядом с горячим солнцем, радостью мелодий и книг; в стихотворении, обращенном к тем, кто опустошен и потерял желание жить. Пока возможно лишь прикосновение к детскому миру, когда ребенок еще мал, в доречевой период его развития, но, даже находясь рядом с ним, лирический герой сохраняет свое одиночество из-за непроницаемости взрослого и детских миров («В деревне», «Колыбельная», «С приятелем», 1910). Во второй книге стихов «Сатиры и лирика» (1911) детские образы укрупняются. Лирический герой оказывается способен находиться в гармонии с собой и с миром, в разделе «Иные струны» вдруг появляются стихотворения «Нирвана», «Идиллия», «Радость». Как пишет современный...
    4. Левинг Юрий: Владимир Набоков и Саша Черный
    Входимость: 4. Размер: 31кб.
    Часть текста: и Саша Черный Ветер крылышки колышет, Жадно ходит хоботок. Саша Черный “Пьяный мотылек” (1928) Опубликованный в 1932 г. "Последними новостями" некролог А. М. Черному Набоков завершил следующими словами: "Мне только хотелось как-нибудь выразить запоздалую благодарность, теперь, когда я уже не могу послать ему письма, писание которого почему-то откладывал, теперь, когда все кончено, теперь, когда от него осталось только несколько книг и тихая, прелестная тень"1. Желание, по всей видимости, не ограничилось лишь спонтанной газетной репликой. Когда речь идет о двух художниках, в особенности,о долге одного художника перед вторым2, мы вправе ожидать некой творческой реакции, в данном случае — от Набокова в его текстах, куда автор мог инкорпорировать переработанные мотивы или сюжеты из творчества Саши Черного в рамках этой "запоздалой благодарности"3. До сих пор о поэте, прозаике, редакторе Саше Черном (1880-1932) в связи с Владимиром Набоковым упоминались факты чисто биографического характера: известно, что он был дружен с его отцом, В. Д. Набоковым; в 1922 г. в Берлине помогал отбирать стихи для сборника "Горний путь"; радушно принимал юношу в своей темной шарлоттенбургской квартирке и публиковал почти все приносимое тем в альманахах "Грани" и "Жар-Птица", где работал литредактором4. Черный был идеальным примером гармоничногосимбиоза лирики и сатиры. В рецензии на перевод сказки "Волшебный соловей" Набоков с восторгом отзывался о легком стихе Саши Черного, который, по его мнению, в лишний раз доказывал, "какой тонкий, своеобразный лирик живет в желчном авторе "сатир”"5. Учительство Черного, чей творческий расцвет ко времени кооперации с Сириным уже миновал, а...
    5. Биография (автор неизвестен)
    Входимость: 4. Размер: 12кб.
    Часть текста: вероисповедания. После чего Саша Гликберг 9 лет от роду поступил, наконец, в гимназию. Мечта свершилась… Однако вскоре учеба обернулась неким подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу. Стоит ли удивляться тому, что в пятнадцатилетнем возрасте он бежал из дома, последовав, кстати, примеру старшего брата. Вначале беглеца приютила тетка, сестра отца, отвезла его в Петербург, где он в качестве пансионера продолжил учение в местной гимназии. Но когда его «за двойку по алгебре» исключили из гимназии, он фактически оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на письма блудного сына с мольбами о помощи. Дальнейший поворот событий трудно, пожалуй, назвать другим словом, как чудо. Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноши, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его горестной участи на страницах «Сына отечества» - одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К. К. Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Так Саша Черный в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной. Константин Константинович Роше принадлежал к обрусевшему французскому роду. Дед его, профессор Военно-инженерной Академии, известен как изобретатель цемента, на котором, между прочим, построены форты Кронштадта. Отец - преподаватель Военно-инженерного училища. А сам К. К. Роше пошел по чиновной линии и может быть отнесен к служащей аристократии. В Житомире он занимал достаточно высокий пост - председателя Крестьянского Присутствия. Этого сановника отличало живейшее участие во всевозможных...
    6. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 3. Размер: 80кб.
    Часть текста: мировой войны Саша Черный находится в составе действующей армии. Из комментариев его биографа и исследователя А. С. Иванова известно, что поэт в 1914 году был призван из запаса в мобилизацию, назначен заведующим формированием военно-лечебных заведений, зачислен в 13 запасный полевой госпиталь и в составе Варшавского сводного полевого госпиталя № 2 отправлен на фронт [1]. Другой исследователь, Л. А. Спиридонова, дополняет: госпиталь попал в жестокие бои под Ломжей и бомбардировки в Варшаве, и Саше Черному пришлось изведать все тяготы фронтовой жизни, расплатившись за это впоследствии жестокой депрессией[2]. Добавим: участь его несколько облегчилась лишь к началу 1916 г., когда он был переведен в Псков, в 18 полевой госпиталь, а в начале 1917 г. – в псковское Управление военных сообщений[3]. В Пскове же на какое-то время после февральской революции он был избран начальником отдела управления комиссара Северного фронта[4]. Война найдет свое отражение как в прозе, и в поэзии Саши Черного. В эмиграции издается третья книга стихов поэта «Жажда» (Берлин, 1923), состоящая из нескольких разделов: «Война», «На Литве», «Чужое солнце» и...
    7. Саша Чёрный (энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о Литве и цикл Русская Помпея , впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 – в Берлин; со второй половины 1923 до начала 1924 – в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах Из римской тетради и Римские офорты ). С 1924 жил в Париже, сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями. Начал печататься в Житомире в 1904. В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» и др. Дерзкая политическая сатира Черного Чепуха (1905; «Трепов – мягче сатаны») принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта Разные мотивы (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник Сатиры (1910) с ироническим посвящением «всем нищим духом», представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во втором сборнике, Сатиры и лирика , проявилось тяготение Черного к «чистой» лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам. Уйдя весной 1911 из «Сатирикона», где он был одним из поэтических лидеров с 1908, Черный печатается в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», в...
    8. Саша Черный: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: за столкновение с директором (Шнейдерман Э. Новое о Саше Черном. -- С. 169; Иванов А. С. "Не упрекай за то, что я такой...". -- С. 385--386). В 1902--1905 гг. служил в Новоселицкой таможне в 1-м "Обществе подъездных путей" (Автобиография, РО ИРЛИ. -- Ф. 377. -- No 911). Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете "Волынский вестник" (статьи, театральные рецензии, стихи под псевдонимами Сам по себе и Мечтатель). В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале "Зритель", имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в No 23 дебютировал стихотворением "Чепуха" (под псевдонимом Саша Черный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт. После этого Ч. печатался в ряде оппозиционных сатирических изданий ("Молот", "Альманах", "Маски", "Леший", "Скоморох"), а также в революционных сборниках "Вольница", "В...
    9. Окрошка из профессоров
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: Лоб à la Ремизов, Алексей. Скелет. Пунктуален, как немецкий желудок. По воскресеньям не позволяет беспокоить трупов: «Надо им тоже передохнуть». Трупы всегда в образцовом порядке: накрахмалены и выбриты. Требует, чтобы приносили две смены подрубленных тряпок (2 арш. длины, 1 арш. ширины), чем вызывает справедливое негодование медичек. Объясняется с медичками на великолепном русском языке: «Я не могу вам отдаться здесь, в коридоре», «Я должен вас приласкать (похвалить) за вашу работу», «У меня имелись чудные мозги, но я их забыл в Дерпте», «Сидите, пожалуйста». А. К. Бороздин (ист. рус. литер.). Из десяти лекций пропускает двенадцать. В свободное от лекций время готовится к лекциям. А. И. Введенский (философия). Не обладает эстетическим вкусом, поэтому считает, что «эстетические воззрения вообще даже не обязательно иметь». Очень высокого мнения о кухарках немецких профессоров, которые вопрос о примеси маргарина в масле решают метафизически. Любимые изречения: 1) «На первом курсе студент не должен тратить свой досуг попусту», 2) «Человек не может знать, что думает собака, виляя хвостом, т. к. у него никогда не было хвоста». И. Лапшин (психол. и филос.). Губы сердечком. Талия в рюмочку. Влюблен в Римского-Корсакова и трансцендентальную апперцепцию. Рассеян до ужаса и однажды повесил часы на муху, приняв ее за гвоздик. На лекцию часто приходит, одев носки поверх ботинок. ...
    10. Переутомление
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: Посвящается исписавшимся "популярностям" Я похож на родильницу, Я готов скрежетать... Проклинаю чернильницу И чернильницы мать! Патлы дыбом взлохмачены, Отупел, как овца,- Ах, все рифмы истрачены До конца, до конца!.. Мне, правда, нечего сказать сегодня, как всегда, Но этим не был я смущен, поверьте, никогда - Рожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал, И в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал. Паралич спинного мозга? Врешь, не сдамся! Пень - мигрень, Бебель - стебель, мозга - розга, Юбка - губка, тень - тюлень. Рифму, рифму! Иссякаю - К рифме тему сам найду... Ногти в бешенстве кусаю И в бессильном трансе жду. Иссяк. Что будет с моей популярностью? Иссяк. Что будет с моим кошельком? Назовет меня Пильский дешевой бездарностью, А Вакс Калошин - разбитым горшком... Нет, не сдамся... Папа - мама, Дратва - жатва, кровь - любовь, Драма - рама - панорама, Бровь - свекровь - морковь... носки! Примечание Сат. 1908. № 6. С. 2. Пильский П. М . (1876 или 1881–1941) — писатель, фельетонист,...