• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1923"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 16. Размер: 74кб.
    2. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    3. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 4. Размер: 80кб.
    4. Наши телеграммы
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    5. Эпиграммы
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    6. Примечания к стихам
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    7. Музей "Бумеранга"
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    8. Саша Чёрный (энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    9. Первое знакомство
    Входимость: 2. Размер: 111кб.
    10. Биография (автор неизвестен)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    11. Современная баллада
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    12. Из Гёте
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    13. Римские камеи
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. В саксонских горах
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    15. Б. К. Зайцеву
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    16. Объявления
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    17. Стихотворения по годам
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    18. Европа и "они"
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    19. Саша Черный: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    20. В поте лица
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    21. Из зеленой тетрадки II
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    22. Наши дети
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    23. Из советского письмовника
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    24. Голос обывателя
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    25. Иванов Анатолий: Русский ковчег. Муза Саши Черного в эмиграции
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    26. Пасхальный визит
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    27. Третейский суд (шутка в I бездействии)
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    28. В Гарце
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    29. Кошачья санатория
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    30. В Старом Крыму
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    31. Млечный путь (Назидательный рассказ)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    32. Мандола
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    33. Чепуха ("Трепов - мягче сатаны... ")
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    34. Эмигрантское
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    35. Капризные вирши
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    36. Комариные мощи
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    37. Святая наивность
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    38. Парижские частушки
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    39. Происшествия
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    40. *** ("Когда, как бес…")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    41. Солнце ("На грязь вдоль панели…")
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    42. Испанская легенда
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    43. Детская проза
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    44. Детские стихи
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    45. Биография и критика
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    46. В плену
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    47. Зараза
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    48. Хроника жизни Саши Черного
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    49. Иванов Анатолий: Волшебник (Послесловие к 5 тому собрания сочинений)
    Входимость: 1. Размер: 79кб.
    50. Американец
    Входимость: 1. Размер: 17кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 16. Размер: 74кб.
    Часть текста: от Вильно. Затем переезжает в Ковно (Каунас), где в 1920 г. он получает визу в Германию и покидает родину навсегда. Нельзя сказать, что разница между этими двумя отрезками жизни писателя и поэта огромна, но, тем не менее, много меняется в творческой манере Саши Черного, стиле, выборе тем, героев, жанров. Не случайно биограф и исследователь творчества писателя А. С. Иванов замечает: «Написанное до 1917 года и после – существенно различается между собой. Эмиграция не только коренным образом заставила сменить тематику, но и наложила свой отпечаток на тональность и манеру письма. От подобного деления творчества Саши Черного нам не уйти»[1]. В эмиграции проза начинает выходить на первый план. Исследователи отмечают принципиальный для Саши Черного переход от поэзии к прозе, который произошел еще в 1910-ые гг., после ухода из «Сатирикона». Так, Э. М. Шнейдерман, рассматривая причины ухода поэта из «Сатирикона», пишет: «Но, может быть, причина разрыва заключалась в том, что сатира перестала быть для него всем, – в его поэзии все увеличивается доля лирики, обращается он и к прозе»[2]. Проза, по мнению А. С. Иванова, позволяла «приблизиться к опосредованному, более объективному и глубокому постижению сущности современников»[3]. Поэзия, «стиховая множественность, объединенная в циклы» отражает мозаичный взгляд на мир, тогда, как проза позволяет представить более целостный взгляд[4]. И еще одно очень важное в рамках нашей темы замечание исследователя: «Обращение к прозе объясняется,...
    2. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    Часть текста: новости». 1911. 1/14 января. Розенталь С. О Саше Черном//«Gaudeamus». 1911. № 1. Войтоловский Л. Саша Черный (Сатиры и лирика. Кн. 2)//«Киевская мысль». 1911. 26 ноября/9 декабря. Василевский И . (He-Буква). Без штемпеля // «Одесские новости». 1911. 30 декабря/12 января. [Без подписи]. Саша Черный. Сатиры и лирика. Кн. 2//«Русское богатство». 1912. № 1. Игнатов И. Литературные отклики: «Земля», сб. 8//«Русские ведомости». 1912. 10/23 февраля. Розенталь С. Поэт современной усталости //«Против течения». 1912. 8/21 декабря. Василевский И. (He-Буква). Два пути (Игорь Северянин и Саша Черный) //«Биржевые ведомости». 1913. 3/16 октября. См. тоже: «Новое слово». 1913. № 8. [Без подписи]. Саша Черный. «Тук-тук!». Стихотворения для детей. М., 1913 //«Новости детской литературы». 1913. № 5. Измайлов А. Нестареющая легенда (Поэма А. Черного «Ной») //«Русское слово». М., 1914. 30 мая/12 июня. В. Т. Саша Черный. Сатиры и лирика. Кн. 2//«Новый журнал для всех». 1914. № 6. Куприн А. И. Поэт-одиночка: О Саше Черном//«Журнал журналов». 1915. № 7....
    3. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 4. Размер: 80кб.
    Часть текста: и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923) М. А. Жиркова Человек и война: принципы изображения в поэтическом цикле «Война» (Книга «Жажда», Берлин, 1923) С самого начала Первой мировой войны Саша Черный находится в составе действующей армии. Из комментариев его биографа и исследователя А. С. Иванова известно, что поэт в 1914 году был призван из запаса в мобилизацию, назначен заведующим формированием военно-лечебных заведений, зачислен в 13 запасный полевой госпиталь и в составе Варшавского сводного полевого госпиталя № 2 отправлен на фронт [1]. Другой исследователь, Л. А. Спиридонова, дополняет: госпиталь попал в жестокие бои под Ломжей и бомбардировки в Варшаве, и Саше Черному пришлось изведать все тяготы фронтовой жизни, расплатившись за это впоследствии жестокой депрессией[2]. Добавим: участь его несколько облегчилась лишь к началу 1916 г., когда он был переведен в Псков, в 18 полевой госпиталь, а в начале 1917 г. – в псковское Управление военных сообщений[3]. В Пскове же на какое-то время после февральской революции он был избран начальником отдела управления комиссара Северного фронта[4]. Война найдет свое отражение как в прозе, и в поэзии Саши Черного. В эмиграции издается третья книга стихов поэта «Жажда» (Берлин, 1923), состоящая из нескольких разделов: «Война», «На Литве», «Чужое солнце» и «Русская Помпея». Теме «Литература и Первая мировая война» посвящены специальные исследования, в которых также упоминается имя Саши Черного как участника войны и автора поэтического цикла и «Солдатских сказок» [5]. В центре нашего внимания – поэтический цикл «Война», в который были включены стихотворения, созданные еще в России. Несколько стихотворений помечены 1914-15 годами, большая часть имеет датировку...
    4. Наши телеграммы
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    Часть текста: II предложение написать сообща сценарий фильмы: «Мировые шарлатаны». Встревоженное ГПУ конфисковало у опального вождя писчую бумагу, карандаши, чернила, «Ремингтон» и переписчицу. Ленинград . — Слесарем Путиловского завода Иваном Серпом изобретен прибор для кормления коммунистических грудных младенцев красными копировальными чернилами. Экспонат будет выставлен в Сов<етском> павильоне в Париже. Демьяну Бедному заказана в честь изобретения похвальная ода. Рига (через Тифлис). — Смещенная с поста полпреда в Норвегии престарелая Коллонтай получила, ввиду особых заслуг, назначение «главного инструктора красного коннозаводства». Москва . — Среди бела дня мчавшийся по Арбату Маяковский налетел на грузовой автомобиль и разбил его вдребезги. Число жертв выясняется. Архангельск . — Вылетевшая к Северному полюсу экспедиция Сов<етских> летчиков разослала по радио воззвание: «Всем, всем, всем! Перевалив через северное сияние, пьем бензин за здоровье мировой революции. Белое море впредь именовать Красным, Канин Нос — Ленин Носом, Двинскую губу — Крупской губой». Нью-Йорк . — Колоссальный кит проглотил вблизи ...
    5. Эпиграммы
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: брадобрей,— Теперь не миновать вам обелиска. IV А. Белый Ради шаткой клички «гений», Оскопив слепой талант, Хлещет бредом откровений Пифианский симулянт. Каждый месяц две-три книжки, А король все гол и гол… Ах, заумный сей футбол Надоел нам до отрыжки! V Маяковский Смесь раешника с частушкой, Барабана с пьяной пушкой,—         Красный бард из полпивной, Гениальный, как оглобля,— От Нью-Йорка до Гренобля         Мажет дегтем шар земной. VI Автобиография т. Есенина «И возвратятся псы на блевотину свою» «Я советский наглый „рыжий“ С красной пробкой в голове. Пил в Берлине, пил в Париже, А теперь блюю в Москве». VII А. Н. Толстой («Хождения по гонорарам») В среду он назвал их палачами, А в четверг, прельстившись их харчами, Сапоги им чистил в «Накануне». Служба эта не осталась втуне: Граф, помещик и буржуй в квадрате — Нынче издается в «Госиздате». VIII Демьян Бедный Военный фельдшер, демагог, Делец, упитанный и юркий, Матросской бранью смазав слог, Собрал крыловские окурки. Семь лет «Демьяновой» ухой Из красной рыбы, сплошь протухшей, Он кормит чернь в стране глухой, Макая в кровь язык опухший. Достиг! Советские чины Ему за это дали право Носить расстрелянных штаны И получать пайки удава. IX «Накануне» Раскрасневшись, словно клюква, Говорит друзьям Не-Буква:...
    6. Примечания к стихам
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: этого печатались в эмигрантской прессе. РУССКАЯ ПЕЧАЛЬ Скорбь земли русской — такова тема данного раздела. Здесь воедино слиты боль утраты, наиболее остро ощутимой в первые годы изгнания, и негодование, направленное на «новых скифов», виновных, по мнению поэта, в произошедшей трагедии. ЭМИГРАНТСКИЙ УЕЗД Беженский быт, труды и дни русской эмиграции — центральная тема поэзии Саши Черного на чужбине, сопровождавшая его с первых до последних дней изгнания. В качестве названия раздела взят подзаголовок к стихотворению «Диана». НАДО ПОМОЧЬ Раздел, представляющий собой некое ответвление темы «эмигрантского уезда». В общественной жизни русского зарубежья всегда особое место занимала благотворительность, помощь нуждающимся — детям, инвалидам, писателям, студентам и т. д. Саша Черный был непременным участником всяких воззваний такого рода, вечеров и специальных изданий, доход от которых шел на это благое дело. Заглавие одного из стихотворений дало наименование разделу. ИЗ РИМСКОЙ ТЕТРАДИ Это наиболее цельный тематически раздел в поздней лирике Саши Черного, очерченный самим...
    7. Музей "Бумеранга"
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: начало « Музею русской эмиграции ». В нашей витрине пока имеются следующие уники: 1) перо, которым гр. А. Н. Толстой писал в «Общ<ем> деле»; 2) трудовой мозоль Ильи Василевского (He-Буквы), приобретенный им от частого получения авансов в белогвардейской печати (Киев, Париж и пр.). 3) рукопись «Записок мерзавца» Ветлугина, гастролирующего в настоящее время в той же роли в Нью-Йорке; 4) список 14 миллионов раскаявшихся эмигрантов, приобретенный у машинистки «Пар<ижского> вестника»; 5) последняя буква «ять», написанная Зинаидой Венгеровой до перемены ею ориентации; 6) составленный редакц. сторожем «Бумеранга» перечень романтических названий для вновь открываемых русских рестораций в Париже; 7) кривая падения температуры берлинско-эмигрантских издательств с 1920 по 1925 год; и 8) фотогр. карточка П. Н. Прохорова, получившего в Passy квартиру без мебели и отступного. * * * Сердечно просим наших читателей, если в их инвентаре найдется вещь, достойная нашего музея, — сообщить нам цену этой вещи (до 5 фр. включительно). А еще лучше пришлите ее в редакцию безвозмездно с любезным письмом на имя проф. Смяткина. Открытка с благодарностью высылается в тот же день, оплаченная марками по существующему тарифу. Примечание ИР. 1925. № 21. С. 12. Без подписи. «Общее дело» — орган единого антибольшевистского блока кадетов, эсеров и «народных социалистов». Газета выходила в Париже в 1917–1933 годах (с перерывами) под редакцией В. ...
    8. Саша Чёрный (энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: 1917 Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о Литве и цикл Русская Помпея , впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 – в Берлин; со второй половины 1923 до начала 1924 – в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах Из римской тетради и Римские офорты ). С 1924 жил в Париже, сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями. Начал печататься в Житомире в 1904. В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» и др. Дерзкая политическая сатира Черного Чепуха (1905; «Трепов – мягче сатаны») принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта Разные мотивы (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник Сатиры (1910) с ироническим посвящением «всем нищим духом», представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного...
    9. Первое знакомство
    Входимость: 2. Размер: 111кб.
    Часть текста: — Два квартала-с. Номера Бочагова, Еремей довезет. — Какой Еремей? — Извозчик, то есть, у подъезда. Прикажете нести? — Несите. Клопов много? Носильщик улыбается, словно я ему рубль подарил: — Маленечко есть, господа не обижаются, ничего-с. — Ну, ладно. Прохладная пыльная тьма, собачий лай. Влезаю на темные дрожки, прижимаю к груди чемодан и доверчиво всматриваюсь в тьму. Через 10 минут жестокой тряски приехали. Еще новый человек вынырнул из тьмы, потащил вещи и привел наверх. Оказался блондином; конечно, заспанным, конечно, грязным и, конечно, первые слова: «Пожалуйте паспорт». Вхожу в номер, закрываю за собой дверь и оглядываюсь. Чужое… чужое, — там, за ставнями, сотни верст тьмы, незнакомой земли, лесов и пещерных жилищ, — здесь квадрат, оклеенный малиновой с золотом бумагой, запах грязного белья и обезьяньей клетки. А в центре я. Кто я? Зачем здесь? Спать. Старые темные волны подступили, остановили расшагавшиеся ноги, опустили голову… Но ерунда, к черту — спать все-таки надо, а утром будет солнце и все будет иначе. С гадливостью сбросил на пол сальное ватное одеяло и жеваное белье, разостлал на матрац портплед, сверху свою простыню, укрылся пальто и, стараясь не касаться ни одной точкой тела заплеванной стены и железа кровати, укрылся с головой, притаился, согрелся кое-как и через пять минут умер легко и кротко. Воскрес и ничего не понимаю. Где? Во всех четырех окнах, как в рамах, пестрый нищенский жанр: мелкая речка, водовоз на бочке, заплатанный свайный мост, обшарпанные дома, осевшие и кривые, точно их кто распер...
    10. Биография (автор неизвестен)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: брюнета - «Черный». Отсюда и псевдоним. Поступить в гимназию Саша не мог из-за процентной нормы для евреев. Отец уже собирался было отдать его в обучение какому-либо ремеслу, но передумал и разом решил крестить всех детей, тем самым уравняв их в гражданских правах с прочими российскими подданными христианского вероисповедания. После чего Саша Гликберг 9 лет от роду поступил, наконец, в гимназию. Мечта свершилась… Однако вскоре учеба обернулась неким подобием казенной службы, новыми страхами и наказаниями, которые добавились к домашнему игу. Стоит ли удивляться тому, что в пятнадцатилетнем возрасте он бежал из дома, последовав, кстати, примеру старшего брата. Вначале беглеца приютила тетка, сестра отца, отвезла его в Петербург, где он в качестве пансионера продолжил учение в местной гимназии. Но когда его «за двойку по алгебре» исключили из гимназии, он фактически оказался без средств к существованию. Отец и мать перестали отвечать на письма блудного сына с мольбами о помощи. Дальнейший поворот событий трудно, пожалуй, назвать другим словом, как чудо. Узнав по чистой случайности о судьбе несчастного юноши, брошенного семьей, начинающий журналист Александр Яблоновский поведал о его горестной участи на страницах «Сына отечества» - одной из крупнейших газет того времени. Статья попала на глаза житомирскому чиновнику К. К. Роше, и тот решил взять его к себе в дом. Так Саша Черный в конце 1898 года очутился в Житомире - городе, ставшем для него поистине второй родиной. Константин Константинович Роше принадлежал к обрусевшему французскому роду. Дед его, профессор Военно-инженерной Академии, известен как изобретатель цемента, на...