• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1922"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 11. Размер: 74кб.
    2. Примечания к стихам
    Входимость: 9. Размер: 12кб.
    3. Живая азбука
    Входимость: 6. Размер: 10кб.
    4. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    5. Жиркова М. А.: Жизнь провинции в поэзии и прозе Саши Черного
    Входимость: 3. Размер: 52кб.
    6. Графская небрежность (Сменовеховская новелла)
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    7. Не по адресу
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    8. Первый грех
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    9. Праведник Иона
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    10. Левинг Юрий: Владимир Набоков и Саша Черный
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    11. Старый спор
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    12. Эпиграммы
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    13. "Хорошие авторы"
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    14. Наши телеграммы
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    15. Человек
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. Послание третье
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    17. *** ("В полдень тенью и миром полны переулки... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    18. Хмель ("Вся ограда в темных листьях винограда... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    19. Табак
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    20. Руководство для флирта в квартире
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    21. Костер
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    22. *** ("Еле тлеет погасший костер... ")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    23. На лыжах
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    24. Праздник ("Гиацинты ярки, гиацинты пряны... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    25. Отбой
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    26. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. О творчестве Саши Черного для детей и его изучении
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    27. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.1. Взрослый и дети в поэтическом сознании Саши Черного, или Любовная лирика поэта
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    28. Критику
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    29. Мудрый совет
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    30. Почтовый ящик
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    31. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рецензии. (Б. п.) Саша Черный. Живая азбука
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    32. Чепуха ("От российской чепухи... ") (Хроника за неделю)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    33. Концерт
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    34. Простые слова (памяти Чехова)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    35. В деревне
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    36. Читатель ("Я знаком по последней версии... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    37. Бал в женской гимназии
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    38. *** ("Узкий палисадник... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    39. Б. К. Зайцеву
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    40. Кельнерша
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    41. Описание одного путешествия (Шутка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    42. Музей "Бумеранга"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    43. Из Гейне
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    44. Стихотворения по годам
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    45. Современный Петрарка
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    46. В старом Ганновере
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    47. Визит
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    48. Репетитор
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    49. *** ("На миг забыть - и вновь ты дома... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    50. Стилизованный осел (Ария для безголосых)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 11. Размер: 74кб.
    Часть текста: манере Саши Черного, стиле, выборе тем, героев, жанров. Не случайно биограф и исследователь творчества писателя А. С. Иванов замечает: «Написанное до 1917 года и после – существенно различается между собой. Эмиграция не только коренным образом заставила сменить тематику, но и наложила свой отпечаток на тональность и манеру письма. От подобного деления творчества Саши Черного нам не уйти»[1]. В эмиграции проза начинает выходить на первый план. Исследователи отмечают принципиальный для Саши Черного переход от поэзии к прозе, который произошел еще в 1910-ые гг., после ухода из «Сатирикона». Так, Э. М. Шнейдерман, рассматривая причины ухода поэта из «Сатирикона», пишет: «Но, может быть, причина разрыва заключалась в том, что сатира перестала быть для него всем, – в его поэзии все увеличивается доля лирики, обращается он и к прозе»[2]. Проза, по мнению А. С. Иванова, позволяла «приблизиться к опосредованному, более объективному и глубокому постижению сущности современников»[3]. Поэзия, «стиховая множественность, объединенная в циклы» отражает мозаичный взгляд на мир, тогда, как проза позволяет представить более целостный взгляд[4]. И еще одно очень важное в рамках нашей темы замечание исследователя: «Обращение к прозе объясняется, вероятно, еще и тем, что Саша Черный с годами стал тяготиться репутацией сатирика. Душа его была не утолена отрицанием, искала утверждающего начала »[5]. В эмиграции творчество поэта и писателя пошло по трем направлениям: Первое : поэзия – переиздание старых сборников с доработкой, появляются и новые вещи в традиционном сатирическом ключе, и собственно лирика; создаются крупные формы (поэмы), но поэзия начинает уходить на второй план. Второе : проза, которая все больше и больше...
    2. Примечания к стихам
    Входимость: 9. Размер: 12кб.
    Часть текста: в эмигрантской прессе. РУССКАЯ ПЕЧАЛЬ Скорбь земли русской — такова тема данного раздела. Здесь воедино слиты боль утраты, наиболее остро ощутимой в первые годы изгнания, и негодование, направленное на «новых скифов», виновных, по мнению поэта, в произошедшей трагедии. ЭМИГРАНТСКИЙ УЕЗД Беженский быт, труды и дни русской эмиграции — центральная тема поэзии Саши Черного на чужбине, сопровождавшая его с первых до последних дней изгнания. В качестве названия раздела взят подзаголовок к стихотворению «Диана». НАДО ПОМОЧЬ Раздел, представляющий собой некое ответвление темы «эмигрантского уезда». В общественной жизни русского зарубежья всегда особое место занимала благотворительность, помощь нуждающимся — детям, инвалидам, писателям, студентам и т. д. Саша Черный был непременным участником всяких воззваний такого рода, вечеров и специальных изданий, доход от которых шел на это благое дело. Заглавие одного из стихотворений дало наименование разделу. ИЗ РИМСКОЙ ТЕТРАДИ...
    3. Живая азбука
    Входимость: 6. Размер: 10кб.
    Часть текста: - люди спят - И затеяли проказу, Превеселый маскарад. А - стал аистом, Ц - цаплей, Е - ежом... Прекрасный бал! Я не спал и все до капли Подсмотрел и записал... Утром в дверь стучит художник (Толстый, с черной бородой, И румяный, как пирожник) - Это был приятель мой. Прочитал он, взял бумагу, Вынул семь карандашей И сейчас же всю ватагу Срисовал для малышей. А Астра в садике цветет - Аист, вам пора в поход! Б Бык весь день мычит и ест. Белка держит хвост, как шест. В Ворон может жить сто лет. Волк овце - плохой сосед. Г Гусь шагает, как солдат. Груша зреет - Гриша рад. Д Дятел в дуб все тук да тук... Дуб скрипит: "Что там за стук?" Е Еж под елкой удивлен: Елка с иглами - и он. Ж Жаба ждет, раздув живот, - Жук летит ей прямо в рот. З Зяблик в роще засвистал, Заяц струсил и удрал. И Ива клонит ветви в пруд. Индюки всегда орут. К Крыса мчится через мост. Кот за ней, задравши хвост. Л Лебедь родственник гуся, Лошадь - зебре, лещ ершам. М Мышь глядит на потолок: "Муха, свалишься, дружок!" Н Норка ловит рыб в волне. Носорог храпит во сне. О Ослик влез в чертополох. Обезьянки ищут блох. П Пчелка трудится весь день, Петушку и клюнуть лень. Р Рыжик прячем в мох колпак. Рак был негр, а стал, как мак. С Слон ужасно заболел - Сливу с косточкою съел. Т Тигр свирепей всех зверей, Таракан же всех добрей. У Утка - опытный нырок. Ужик любит холодок. ...
    4. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    Часть текста: А. В. Записная книжка: О Саше Черном//«Одесские новости». 1910. 29 июня/12 июля. См. тоже: Амфитеатров А. В. Разговоры по душе. М., 1910. Колтоновская Е. А. Новая сатира //«Сибирская жизнь». Томск. 1910. 29 августа/11 сентября. См. тоже: Колтоновская Е. А. Критические этюды. 1912. Кранихфельд В. Литературные отклики // «Современный мир». 1910. № 5. Пильский П. Русская сатира//«Одесские новости». 1911. 1/14 января. Розенталь С. О Саше Черном//«Gaudeamus». 1911. № 1. Войтоловский Л. Саша Черный (Сатиры и лирика. Кн. 2)//«Киевская мысль». 1911. 26 ноября/9 декабря. Василевский И . (He-Буква). Без штемпеля // «Одесские новости». 1911. 30 декабря/12 января. [Без подписи]. Саша Черный. Сатиры и лирика. Кн. 2//«Русское богатство». 1912. № 1. Игнатов И. Литературные отклики: «Земля», сб. 8//«Русские ведомости». 1912. 10/23 февраля. Розенталь С. Поэт современной усталости //«Против течения». 1912. 8/21 декабря. Василевский И. (He-Буква). Два пути (Игорь Северянин и Саша Черный) //«Биржевые ведомости». 1913. 3/16 октября. См. тоже: «Новое слово». 1913. № 8. [Без подписи]. Саша Черный. «Тук-тук!». Стихотворения для детей. М., 1913 //«Новости детской литературы». 1913. № 5. Измайлов А. Нестареющая легенда (Поэма А. Черного «Ной») //«Русское слово». М., 1914. 30 мая/12 июня. В. Т. Саша Черный. Сатиры и лирика. Кн. 2//«Новый журнал для всех». 1914. № 6. Куприн А. И. Поэт-одиночка: О Саше Черном//«Журнал журналов». 1915. № 7. [Без подписи]. Саша Черный. Живая азбука. «Шиповник». СПб.//«Новости детской литературы». 1916. № 8. Н. В. Саша Черный. Детский остров. С рисунками Б. Григорьева. Берлин:...
    5. Жиркова М. А.: Жизнь провинции в поэзии и прозе Саши Черного
    Входимость: 3. Размер: 52кб.
    Часть текста: жизнь, из гимназии он был исключен, как мы бы сейчас сказали, за неуспеваемость. Родители в помощи отказали и на письма не отвечали. Появившаяся в петербургской газете статья А. А. Яблоновского («Срезался по алгебре», Сын отечества, 1898, 8 сентября) о бедственном положении юноши сводит его с Константином Константиновичем Роше (1849-1933), крупным житомирским чиновником и поэтом[1], в доме которого Александр Гликберг обретает родную семью[2]. Современный писатель и поэт А. Ратыня так пишет о К. К. Роше: «Большую часть своих дней он прожил в Житомире. Длительное время был членом правления Волынского губернского присутствия по крестьянским делам, почетным мировым судьей. Как потомственный дворянин, дослужился до титула действительного статского советника. В годы первой мировой войны, революции 1917 года и постоянных перемен власти в Житомире в период гражданской войны помогал нуждающимся, как мог. В 1920-х годах стал одним из организаторов житомирского Свято-Николаевского братства. После неурожайного 1898 года Роше организовал Волынскую столовую в голодных местах Поволжья. У него не было достаточных для этого средств, и тогда Константин Константинович обратился к землякам – волынцам с пламенным призывом о благотворительных сборах. Он призывал каждого имущего пожертвовать хотя бы немного, и если бы на его призыв откликнулись тогда все жители Волыни, то собранного с лихвою хватило бы для того, чтобы накормить в течение длительного времени...
    6. Графская небрежность (Сменовеховская новелла)
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: Выпустят они, как же. Уж я в Париж послом просился. — В Париж?! Ах ты, штучка с ручкой! Ну и что ж? — Зиновьев и разговаривать не стал. Вынул из бонбоньерки мятную лепешку и сует с. с… Жажду, говорит, очень утоляет, товарищ-граф, не угодно ли? Демьян Бедный заливисто заржал. — Ну, Алешка, и лаком ты, как я погляжу. Это же за какие услуги? Я с самого Октября впрягся, красней меня, может, во всей СССР человека не сыщешь, — самому и то тошно, — и то не мечтаю, а тебя, свежезаконтрактованного борова — послом? — Так что же мне делать? Икрой нэпманам плеши мазать? — Пиши. Старайся. — Трудно мне. — А там писал? Стало быть, легко было. Ты думаешь «Детством Никиты» отделался, — буржуазный приплод раскрасил?.. Заслуга! Либо эта твоя, как ее… «Аэлита», — планетарный роман под Уэллса. Только красный хлеб у других зря отбиваешь. Ты, друг, не увиливай. На землю спустись — в СССР! Граф уныло следил за мухой, переползавшей по клеенке через пивную лужицу, и молчал. — Слушай,...
    7. Не по адресу
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста:        Для европейских трезвых глаз        Грязней свиньи такие франты,—        И слышишь триста первый раз:        «Mein Gott! Ах, эти эмигранты!»   Взяв отпуска у сатаны, Пируют «нэпманы» в Берлине, Красновельможные чины И их дородные гусыни…        Самодовольный хриплый смех,        На хищных пальцах бриллианты…        И снова на устах у всех,        «Mein Gott! Ах, эти эмигранты!»   А пестрый виленский навоз, Вплывающий на две недели Для биржевых метаморфоз, Для сахарина и фланели?        Полны их ржаньем все сады        И все гостиницы-гиганты…        И вновь шипят на все лады:        «Mein Gott! Ах, эти эмигранты!»   Галдят по-русски? Суд готов. Каких еще искать резонов? У эмигрантов нет значков, Как у собак и фаэтонов.        Мы европейцев не виним.        Как занести им в прейскуранты —        Кто властный хам, кто пилигрим?        «Mein Gott! Ах, эти эмигранты!»   Но если иезуит-лихач, Вчера кропавший в «Общем деле», По новым вехам дует вскачь И мажет грязью по панели:        «Ах, эмиграция! Вертеп!        Скандалы! Пьянство! Бриллианты!»,...
    8. Первый грех
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: по-французски!" Маленький немец не заду­мается: "По-немецки, как же иначе"... Но все это не так. В раю говорили на райском языке. Люди его сейчас позабыли, а звери, может быть, помнят, да и то не все. Чудесный это был язык: в нем совсем не было ни бран­ных, ни злых слов. Понимали его не только Адам и Ева и жившие с ними в раю крылатые духи, но и звери, и пти­цы, и бессловесные рыбы (даже рыбы!), и пчелы, вечно перелетавшие с цветка на цветок, и качающиеся травы, и любая скромная ромашка, расцветавшая в тени рай­ской ограды. Вечерами травы шептали на лужайке под темнеющи­ми пальмами: -- Тишина... Засыпаем... -- И мы... -- отвечали, кивая тяжелыми гроздьями, ба­наны. -- Спать! Спать! -- гудели в воздухе райские золотые шмели, слетаясь на ночлег в дупло трехобхватного дуба, что рос у ручья возле тропинки к водопою. -- А где тут трава помягче? -- бурчал неизменно каж­дый вечер грузный носорог, укладываясь среди колючего тростника на покой. Он тростник называл травой, и ка­зался он ему мягче пуховой постели. Звери даже во сне разговаривали....
    9. Праведник Иона
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: побьют, а сами еще пуще прежнего нагрешат. Слишком уж милосерден Господь… Нянька им Иона, что ли? С ним ведь никто не возится, а вот праведник. Не хотят по-человечески жить, пусть дождутся, пока Господь им на выю наступит. Чего бурьян жалеть?.. Только добрый посев портить. И задумал Иона худое дело, словно затмение на него нашло. Сел тайком на корабль и поплыл в город Фарсис будто по делам, авось и без него все обойдется. В Фарсисе решил заодно родных повидать, внучку на колене покачать, — давно не видал. Но разве от Господа скроешься? Задул во все щеки ветер, море на дыбы встало, паруса все бечевы порвали и залопотали вверх углами. Закружился корабль, как юла под бичом, — заметались корабельщики. Стали товар в море бросать: рожки, фиги, смолу-канифоль, только тюки в воздухе мелькают. Все барыши на дно пошли, а толку мало: корабль все пуще носом в волну зарывается, двух гребцов водой слизнуло, — кое-как успели за бортом за канат уцепиться. Попадали корабельщики на коленки, каждый своему богу молиться стал: «Кто из нас так грешен, что такую бурю средь ясного неба на корабль навел?» Схитрил Иона, точно и не его ответ: пролез ползком в трюм и на козий мех спать завалился. Что ж делать, решили жребий бросать. Пересчитали всех: а где Иона? — В трюме. — Не время спать, беда над головой… Привел кормчий Иону, стыдно праведнику стало, — бросайте, говорит, жребий, все равно на меня падет. Не исполнил воли Божьей, — да вон не по-моему вышло....
    10. Левинг Юрий: Владимир Набоков и Саша Черный
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: некой творческой реакции, в данном случае — от Набокова в его текстах, куда автор мог инкорпорировать переработанные мотивы или сюжеты из творчества Саши Черного в рамках этой "запоздалой благодарности"3. До сих пор о поэте, прозаике, редакторе Саше Черном (1880-1932) в связи с Владимиром Набоковым упоминались факты чисто биографического характера: известно, что он был дружен с его отцом, В. Д. Набоковым; в 1922 г. в Берлине помогал отбирать стихи для сборника "Горний путь"; радушно принимал юношу в своей темной шарлоттенбургской квартирке и публиковал почти все приносимое тем в альманахах "Грани" и "Жар-Птица", где работал литредактором4. Черный был идеальным примером гармоничногосимбиоза лирики и сатиры. В рецензии на перевод сказки "Волшебный соловей" Набоков с восторгом отзывался о легком стихе Саши Черного, который, по его мнению, в лишний раз доказывал, "какой тонкий, своеобразный лирик живет в желчном авторе "сатир”"5. Учительство Черного, чей творческий расцвет ко времени кооперации с Сириным уже миновал, а писательская энергия свелась к сочинению милых и грустных детских стихов, признавалось — в отличие от многих других талантливых современников, чьи имена Набоков...