• Приглашаем посетить наш сайт
    Маяковский (mayakovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1921"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 12. Размер: 74кб.
    2. Детские стихи
    Входимость: 7. Размер: 16кб.
    3. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.1. Автор и его герои на «Детском острове»
    Входимость: 6. Размер: 29кб.
    4. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    5. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рекомендуемая литература
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    6. Мелкая игра
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    7. Музей "Бумеранга"
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    8. Узаконенное любительство
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    9. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рецензии. Куприн А. И.: Саша Черный. Детский остров
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    10. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.2. Хронотоп "Детского острова"
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    11. Е. А. Полевицкой
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    12. Эпиграммы
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    13. Старый спор
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    14. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рецензии. Н. В.: Саша Черный. Детский остров
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    15. Наши телеграммы
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    16. Весна на Крестовском
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    17. Романс
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    18. Диана
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    19. Сатира в прозе
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    20. Мудрый совет
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    21. Графская небрежность (Сменовеховская новелла)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    22. Кто?
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    23. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рецензии. Дроздов А.: Сашин остров
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    24. Шалашик
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    25. Про Катюшу
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    26. Детские вопросы
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    27. Примечания к стихам
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    28. На "островах"
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    29. Гостиный двор
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    30. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. О творчестве Саши Черного для детей и его изучении
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    31. С приятелем ("Сероглазый мальчик, радостная птица... ")
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    32. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рецензии. Белокопытова А.: Детский остров
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    33. *** ("На веранде кромешная тьма... ")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    34. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    35. Тифлисская песня
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    36. Два утенка
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    37. Яблоки
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    38. Теленок сосет
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    39. Стихотворения по годам
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    40. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Приложение 1. Дети во "взрослой" поэзии Саши Черного
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    41. Сырная пасха (Рассказ эмигранта)
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    42. ***("Безглазые глаза надменных дураков... ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    43. Руководство для гг. приезжающих в Москву
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    44. Гуль Роман Борисович: Саша Черный (из книги воспоминаний "Я унес Россию. Апология эмиграции")
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    45. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рецензии. - в.: Саша Черный. "Детский остров"
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    46. Курортное
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    47. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рецензии. Даманская А.: Волшебный остров
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    48. Пожарный
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    49. Хроника жизни Саши Черного
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    50. *** ("Ах, зачем нет Чехова на свете!.. ")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 12. Размер: 74кб.
    Часть текста: после – существенно различается между собой. Эмиграция не только коренным образом заставила сменить тематику, но и наложила свой отпечаток на тональность и манеру письма. От подобного деления творчества Саши Черного нам не уйти»[1]. В эмиграции проза начинает выходить на первый план. Исследователи отмечают принципиальный для Саши Черного переход от поэзии к прозе, который произошел еще в 1910-ые гг., после ухода из «Сатирикона». Так, Э. М. Шнейдерман, рассматривая причины ухода поэта из «Сатирикона», пишет: «Но, может быть, причина разрыва заключалась в том, что сатира перестала быть для него всем, – в его поэзии все увеличивается доля лирики, обращается он и к прозе»[2]. Проза, по мнению А. С. Иванова, позволяла «приблизиться к опосредованному, более объективному и глубокому постижению сущности современников»[3]. Поэзия, «стиховая множественность, объединенная в циклы» отражает мозаичный взгляд на мир, тогда, как проза позволяет представить более целостный взгляд[4]. И еще одно очень важное в рамках нашей темы замечание исследователя: «Обращение к прозе объясняется, вероятно, еще и тем, что Саша Черный с годами стал тяготиться репутацией сатирика. Душа его была не утолена отрицанием, искала утверждающего начала »[5]. В эмиграции творчество поэта и писателя пошло по трем направлениям: Первое : поэзия – переиздание старых сборников с доработкой, появляются и новые вещи в традиционном сатирическом ключе, и собственно лирика; создаются крупные формы (поэмы), но поэзия начинает уходить на второй план. Второе : проза, которая все больше и больше начинает доминировать над поэзией, основными темами прозы становятся общие для русских писателей в эмиграции в целом – это тема оставленной России, воспоминания о прошлой жизни и эмигрантский быт,...
    2. Детские стихи
    Входимость: 7. Размер: 16кб.
    Часть текста: Горькое лекарство Девочка поет Дождик Доктор Ай Застенчивый таракан Зеленые стихи Зимой Карточный домик Когда никого нет дома Колыбельная (Для куклы) Колыбельная (Для маленького брата) Концерт Кошки-мышки Мамина песня Негритянская песня Песня ветра Песня мухи Песня солнечного луча Полька Рождественская Сверчок Скрут Человечек в часах Чижик *** (" Ах, сколько на свете детей... ") Живая азбука Сон профессора Патрашкина Стихотворения не вошедшие в книгу "Детский остров" Больная кукла В час отлива Вечерний разговор Волшебник Воробьи Городская сказка Гришины сны Две сестры Дождевые капли Зараза Зверье Злой селезень Козленок Крапива Лавочка Летнее удовольствие Лиса-постница (Русская сказочка) Ломоносов-отрок Лягушонок Маленький полотер Мальчик не спит Мишины рисунки Муравей Надпись на книжке,подаренной одной знакомой девочке Нянька Няня Пушкина Общее поздравление Озорник Океанская забава Осленок Палатка Песня бойскаутов Пленники Полет Поэтесса Про бычка Рождественское Розы Рыболовы С приятелем Сирень Старший брат Странный царь (Быль) Страшный сон У океана Хмель (Русская сказка) Храбрый мальчик Черепаха Чудесный алмаз (Итальянская сказка) Щука *** ("Мы играем в пароход…") "Детский остров" Книга стихов для детей «Детский остров». Данциг, «Слово», 1921. 159 с. Илл....
    3. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.1. Автор и его герои на «Детском острове»
    Входимость: 6. Размер: 29кб.
    Часть текста: пишет А. С. Иванов со ссылкой на книгу И. В. Гессена «Годы изгнания. Жизненный отчет» (Париж, 1979), в которой рассказывается о несостоявшейся попытке открыть филиал берлинского издательства в Данциге. Первая рецензия на «Детский остров» появилась еще в декабре 1920 года [65]. Русское издание (М. – Л., 1928 г.) содержит лишь небольшую подборку стихотворений из сборника (19) без деления на какие-либо разделы. Поэтический сборник «Детский остров» состоит из своеобразного поэтического предисловия – стихотворения-обращения «Детям» и трех разделов: «Веселые глазки», «Зверюшки» и «Песенки». И. Г. Минералова таким образом рассматривает составляющие его разделы: «Райский остров населен детьми. Какими? Об этом первый цикл. Кого они любят и кого себе напоминают? – второй цикл. О чем мечтают и без чего не могут жить? – цикл третий» [66]. Открывает «Детский остров» стихотворение «Детям» , которое представляет собой своеобразное поэтическое...
    4. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    Часть текста: А. В. Записная книжка: О Саше Черном//«Одесские новости». 1910. 29 июня/12 июля. См. тоже: Амфитеатров А. В. Разговоры по душе. М., 1910. Колтоновская Е. А. Новая сатира //«Сибирская жизнь». Томск. 1910. 29 августа/11 сентября. См. тоже: Колтоновская Е. А. Критические этюды. 1912. Кранихфельд В. Литературные отклики // «Современный мир». 1910. № 5. Пильский П. Русская сатира//«Одесские новости». 1911. 1/14 января. Розенталь С. О Саше Черном//«Gaudeamus». 1911. № 1. Войтоловский Л. Саша Черный (Сатиры и лирика. Кн. 2)//«Киевская мысль». 1911. 26 ноября/9 декабря. Василевский И . (He-Буква). Без штемпеля // «Одесские новости». 1911. 30 декабря/12 января. [Без подписи]. Саша Черный. Сатиры и лирика. Кн. 2//«Русское богатство». 1912. № 1. Игнатов И. Литературные отклики: «Земля», сб. 8//«Русские ведомости». 1912. 10/23 февраля. Розенталь С. Поэт современной усталости //«Против течения». 1912. 8/21 декабря. Василевский И. (He-Буква). Два пути (Игорь Северянин и Саша Черный) //«Биржевые ведомости». 1913. 3/16 октября. См. тоже: «Новое слово». 1913. № 8. [Без подписи]. ...
    5. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рекомендуемая литература
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    Часть текста: И. Н., Николаева А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 255 – 258. 7. Афонина, Е. Л. Поэтика малышовых стихов Саши Черного («Детский остров») // Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч. тр. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – С. 30 – 40. 8. Белокопытова, А. Детский остров // Воля Росси. – Прага. – 1921. – 13 января. 9. - в . Саша Черный. «Детский остров». Изд-во «Слово», Берлин, 1920 //Русская книга. – Берлин, 1921. – №2. – С. 10. 10. Горалик, Л. Повесить всех собак! Саша Черный «Дневник фокса Микки» // Русский журнал. – 2002 // http: //old.russ.ru/krug/razbor/20020412linor.html 11. Даманская, А. Волшебный остров //Народное дело. – Ревель. – 1921. – 18 февраля. 12. Дроздов, А. Сашин остров // Голос России. – Берлин. – 1921. – 8 января. 13. Евстигнеева, Л. И. Литературный путь Саши Черного // Черный Саша. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1960. (Библиотека поэта) – С. 23 – 67. 14. Иванов , А. С. Волшебник // Черный Саша. Собр. соч.: В 5 т. – Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. – М.: Эллис...
    6. Мелкая игра
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    Часть текста: лубочных толстощеких слесарей с молотом и раскрашенных пейзанок с серпом; т. Бродский, скупив за гроши картины своих обнищавших собратьев, стал рисовать портреты единственных прибыльных заказчиков — высшую красную знать; рычащие каинские плакаты залепили все стены, заборы и уборные; чудесная русская графика, горького хлеба ради, начала обслуживать казенные заказы: почтовые марки, ассигнации, обложки к полному собранию митинговых завываний т. Зиновьева и пр. Что ни марка, что ни денежный знак, что ни обложка, — сплошная пропаганда. А кто был ранее иного толка, скажем художник Лукомский, всю свою жизнь посвятивший изображению русских церквей и монастырей, — тот со дня перехода к большевикам смяк, увял, изошел бешеной слюной в двух статьях в «Накануне» и умер как художник. Искусство за себя мстит и рабства не терпит: это оправдалось на многих перебежчиках. Что нового дает большевикам т. Лукомский? Не втыкать же ему в свои церкви красные флаги? — все равно в таком виде на выставку не допустят. И только в старых музеях бывшей России дремали старые полотна больших русских мастеров, полотна, увы, почти сплошь «контрреволюционные». Разве не контрреволюционны аристократические портреты Брюллова, насыщенный жизнью добродушный жанр Федотова, раздольные картины изобильных и беспечных русских базаров и ярмарок, воплощенные в красках религиозная мистика и историческая жизнь? Не один красноармеец, не один отравленный коммунистическим самогоном рабочий останавливался в эти годы перед старыми русскими картинами и тайно вздыхал: была жизнь и исчезла. Школа наглядного обучения, и какая школа! И уж не пощадили бы большевики ни одной такой «вредной» картины, если бы они не представляли собой крупной ценности в валюте, последнего их разменного фонда… * * * «Союз русских художников» в своих...
    7. Музей "Бумеранга"
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: приобретенный им от частого получения авансов в белогвардейской печати (Киев, Париж и пр.). 3) рукопись «Записок мерзавца» Ветлугина, гастролирующего в настоящее время в той же роли в Нью-Йорке; 4) список 14 миллионов раскаявшихся эмигрантов, приобретенный у машинистки «Пар<ижского> вестника»; 5) последняя буква «ять», написанная Зинаидой Венгеровой до перемены ею ориентации; 6) составленный редакц. сторожем «Бумеранга» перечень романтических названий для вновь открываемых русских рестораций в Париже; 7) кривая падения температуры берлинско-эмигрантских издательств с 1920 по 1925 год; и 8) фотогр. карточка П. Н. Прохорова, получившего в Passy квартиру без мебели и отступного. * * * Сердечно просим наших читателей, если в их инвентаре найдется вещь, достойная нашего музея, — сообщить нам цену этой вещи (до 5 фр. включительно). А еще лучше пришлите ее в редакцию безвозмездно с любезным письмом на имя проф. Смяткина. Открытка с благодарностью высылается в тот же день, оплаченная марками по существующему тарифу. Примечание ИР. 1925. № 21. С. 12. Без подписи. «Общее дело» — орган единого антибольшевистского блока кадетов, эсеров и «народных социалистов». Газета выходила в Париже в 1917–1933 годах (с перерывами) под редакцией В. Л. Бурцева. В 1919–1921 годах ее активным сотрудником был А. Н. Толстой, позднее «сменивший...
    8. Узаконенное любительство
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: ужасов, где очередной модой на какой-либо стиль, докатившийся до толпы. В ряду таких дежурных блюд есть одно, состоящее в некотором родстве с поэзией. Правда, искусство это — декламация — пишется только с маленькой буквы, а, может быть, справедливости ради его следовало бы заключить в иронические кавычки, но сила его влияния так непоколебимо устойчива, но круги, им захваченные, так широки (едва ли не шире кругов любителей раскрашенных зайцев из папье-маше и фокстротов), что искусству этому стоит уделить несколько неблагосклонных, искренних слов. * * * Искусство декламации, в том виде, в каком нам его преподносят ежедневно, обладает одним удивительно привлекательным свойством: ему совсем не надо учиться. Художник, музыкант, архитектор, балерина, певец проходят долгие годы искуса и неутомимого бешеного труда, пока, ступень за ступенью, не дойдут до доступной каждому из них вершины. Если бы какой-либо беззаботный эстет, с лиловым платочком в кармане, никогда не державший в руках скрипки, нанялся бы в кино по скрипично-увеселительной части и в первый же дебют стал извлекать из незнакомого инструмента пронзительные звуки выворачиваемой наизнанку кошки, — и скрипка и дебютант на долгое время потеряли бы физическую возможность проделывать такого рода опыты. Но если бы тот же самый отчаянный человек...
    9. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рецензии. Куприн А. И.: Саша Черный. Детский остров
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: М.А.: Саша Черный о детях и для детей Рецензии. Куприн А. И.: Саша Черный. Детский остров А. И. Куприн [113] Саша Черный. Детский остров. Берлинское книгоиздательство «Слово», 1920 (Цена не проставлена. Издание не дешевое) (1921) Вот настоящая, прочная книга для детей, чудесный подарок от нежного, но и строгого Волшебника. Удивительной тайной владеет Саша Черный: его стихи и рассказы одинаково увлекательны и для детей, и для взрослых дядей – признак высокого мастерства и художественной правды. А главное, с детьми он не фамильярничает и у них не заискивает. Поглядите, как он отделал приготовишку! Раскрываешь наугад любую страницу – и очаровываешься прелестью красок и теплотою содержания. И чувствуешь, что все у него живые: и дети, и зверюшки, и цветы. И что все они – родные. Тонкими, точными, забавными и милыми чертами обрисованы: и кот, и барбос, и таракан, и попка, и мартышка, и слон, и индюк, и даже крокодил, и все прочее. И всех их видишь в таком наивном и ярком освещении, как видел летним свежим утром в раннем детстве бронзового чудесного жука или каплю росы в зубчатом водоеме гусиной травы. Помните? А как хороши у Саши Черного детские игры и вечерние песенки! Рисунки Б. Григорьева сделаны с нередкой для этого талантливого художника небрежностью. Кроме того, дети не любят подделку под их манеру...
    10. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 2.1.2. Хронотоп "Детского острова"
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: Подчеркнутая изолированность, замкнутость детского острова Саши Черного усиливается появлением во втором стихотворении образа Робинзона Крузо, о котором читает герой «Приготовишки». Этот художественный образ знаковый для творчества поэта. Наверное, впервые образ Робинзона появляется в эмиграции: «Прекрасный жребий Робинзона / Лишь Робинзон не понимал…» [2, 134] – из стихотворения «Эмигрантское», представляющее мечты о новой жизни, если бы «Немного денег завелось», тогда практически почти первое озвученное желание – купить пустынный уголок, куда единственным другом допускается пес. Кроме этого, в своих комментариях А. С. Иванов также пишет об анонсе пьесы Саши Черного «Возвращение Робинзона», правда, так не появившейся в печати [79]. С Робинзонами сравнивает себя и маленькую девочку лирический герой стихотворения «Мой роман». Но если пребывание Робинзона Крузо на острове вынужденное, то Саша Черный оказывается на детском острове добровольно. В первых откликах на книгу авторы рецензий писали, что поэт спрятался на детском острове [80], отдохнул «от тех общих и страшных мыслей, для которых не подыщешь нужного слова, потому что трудно соперничать в силе и выразительности с войной, голодом и мором» [81]. Многие современные исследователи указывают на «Детский остров» Саши Черного как остров спасения для поэта, оказавшегося в эмиграции. Например, Л. А. Спиридонова: «Поэт спрятался на этот остров от суровой действительности» [82]; Е. О. Путилова: «Остров, конечно, намного шире комнаты, даже...