• Приглашаем посетить наш сайт
    Жуковский (zhukovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1916"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Жиркова М. А.: Жизнь провинции в поэзии и прозе Саши Черного
    Входимость: 4. Размер: 52кб.
    2. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    3. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 3. Размер: 80кб.
    4. Памяти генерала К. П. Губера
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    5. Про девочку, которая нашла своего мишку
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    6. Происшествия
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    7. Зеркало
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    8. Диспут
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    9. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    10. Живая азбука
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    11. Храбрая женщина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    12. Хроника жизни Саши Черного
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    13. Снежная баба
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    14. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.2. Маленький шедевр любовной лирики ("Мой роман", 1927)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    15. Псковская колотовка
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    16. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. Рецензии. (Б. п.) Саша Черный. Живая азбука.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    17. На пруду
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    18. Сумерки
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    19. Меры предохранения против заболевания холерой
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    20. "Смех сквозь слезы"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    21. Ода на оставление доктором Држевецким 18-го полевого госпиталя
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    22. Белая колыбель
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    23. Стихотворения по годам
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    24. Чудесное лето. II. Нежданно-негаданно
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    25. Примечания к стихам
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    26. Иванов Анатолий: Оскорбленная любовь
    Входимость: 1. Размер: 73кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Жиркова М. А.: Жизнь провинции в поэзии и прозе Саши Черного
    Входимость: 4. Размер: 52кб.
    Часть текста: за неуспеваемость. Родители в помощи отказали и на письма не отвечали. Появившаяся в петербургской газете статья А. А. Яблоновского («Срезался по алгебре», Сын отечества, 1898, 8 сентября) о бедственном положении юноши сводит его с Константином Константиновичем Роше (1849-1933), крупным житомирским чиновником и поэтом[1], в доме которого Александр Гликберг обретает родную семью[2]. Современный писатель и поэт А. Ратыня так пишет о К. К. Роше: «Большую часть своих дней он прожил в Житомире. Длительное время был членом правления Волынского губернского присутствия по крестьянским делам, почетным мировым судьей. Как потомственный дворянин, дослужился до титула действительного статского советника. В годы первой мировой войны, революции 1917 года и постоянных перемен власти в Житомире в период гражданской войны помогал нуждающимся, как мог. В 1920-х годах стал одним из организаторов житомирского Свято-Николаевского братства. После неурожайного 1898 года Роше организовал Волынскую столовую в голодных местах Поволжья. У него не было достаточных для этого средств, и тогда Константин Константинович обратился к землякам – волынцам с пламенным призывом о благотворительных сборах. Он призывал каждого имущего пожертвовать хотя бы немного, и если бы на его призыв откликнулись тогда все жители Волыни,...
    2. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    Часть текста: с женой на хуторе недалеко от Вильно. Затем переезжает в Ковно (Каунас), где в 1920 г. он получает визу в Германию и покидает родину навсегда. Нельзя сказать, что разница между этими двумя отрезками жизни писателя и поэта огромна, но, тем не менее, много меняется в творческой манере Саши Черного, стиле, выборе тем, героев, жанров. Не случайно биограф и исследователь творчества писателя А. С. Иванов замечает: «Написанное до 1917 года и после – существенно различается между собой. Эмиграция не только коренным образом заставила сменить тематику, но и наложила свой отпечаток на тональность и манеру письма. От подобного деления творчества Саши Черного нам не уйти»[1]. В эмиграции проза начинает выходить на первый план. Исследователи отмечают принципиальный для Саши Черного переход от поэзии к прозе, который произошел еще в 1910-ые гг., после ухода из «Сатирикона». Так, Э. М. Шнейдерман, рассматривая причины ухода поэта из «Сатирикона», пишет: «Но, может быть, причина разрыва заключалась в том, что сатира перестала быть для него всем, – в его поэзии все увеличивается доля лирики, обращается он и к прозе»[2]. Проза, по мнению А. С. Иванова, позволяла «приблизиться к опосредованному, более объективному и глубокому постижению сущности современников»[3]. Поэзия, «стиховая множественность, объединенная в циклы» отражает мозаичный взгляд на мир, тогда, как проза позволяет представить более целостный взгляд[4]. И еще одно очень важное в рамках нашей темы замечание исследователя: «Обращение к прозе объясняется, вероятно, еще и тем, что Саша Черный с годами стал тяготиться репутацией сатирика. Душа его была не утолена отрицанием, искала утверждающего начала »[5]. В эмиграции творчество поэта и писателя пошло по трем направлениям: Первое : поэзия – переиздание...
    3. Жиркова М. А.: Человек и война - принципы изображения в поэтическом цикле "Война" (Книга "Жажда", Берлин, 1923)
    Входимость: 3. Размер: 80кб.
    Часть текста: назначен заведующим формированием военно-лечебных заведений, зачислен в 13 запасный полевой госпиталь и в составе Варшавского сводного полевого госпиталя № 2 отправлен на фронт [1]. Другой исследователь, Л. А. Спиридонова, дополняет: госпиталь попал в жестокие бои под Ломжей и бомбардировки в Варшаве, и Саше Черному пришлось изведать все тяготы фронтовой жизни, расплатившись за это впоследствии жестокой депрессией[2]. Добавим: участь его несколько облегчилась лишь к началу 1916 г., когда он был переведен в Псков, в 18 полевой госпиталь, а в начале 1917 г. – в псковское Управление военных сообщений[3]. В Пскове же на какое-то время после февральской революции он был избран начальником отдела управления комиссара Северного фронта[4]. Война найдет свое отражение как в прозе, и в поэзии Саши Черного. В эмиграции издается третья книга стихов поэта «Жажда» (Берлин, 1923), состоящая из нескольких разделов: «Война», «На Литве», «Чужое солнце» и «Русская Помпея». Теме «Литература и Первая мировая война» посвящены специальные исследования, в которых также упоминается имя Саши Черного как участника войны и автора поэтического цикла и «Солдатских сказок» [5]. В центре нашего внимания – поэтический цикл «Война», в который были включены стихотворения, созданные еще в России. Несколько стихотворений помечены 1914-15 годами, большая часть имеет датировку публикации – 1923 г. Польский город Ломжа и русский Псков будут неоднократно упоминаться как два пространственных локуса, связанных – первый – с войной, а второй – со спасением, выходом из военных действий....
    4. Памяти генерала К. П. Губера
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: Ну что ж, и старики нужны.         Где мои с лампасами штаны?»   Днем и ночью ездил он вдоль фронта, Воевал с холерой, с сыпняком. Козырек огромный в виде зонта Всем врачам был в армии знаком.         Пищу пробовал, нещадно гнал воряг,         Не терпел ни трусов, ни бумаг.   Лез в окопы проверять приказы: Как одеты? Что едят и пьют? И у всех ли есть противогазы? Чуть не так — наладит в пять минут.         И в окопах вслед ему порой         Раздавалось: «Это, брат, герой!»   А когда в дни лютой суматохи, В дни, когда ломился русский стан, Лазареты мчались, словно блохи, И на станциях томились сотни ран,—         Сколько раз бессонный генерал,         Как коня, смирял безумный шквал.   Труд бессменный, слякоть, ночи в поле, Все он снес — такой уж был закал. В Петербург далекий поневоле С армией на отдых он попал —         Простудился и в крупозке злой         Сгинул в утро, брезжущее мглой.   Хоронили в полдень на Смоленском. Пели трубы, люди в ногу шли. На гробу, овеян плачем женским, Козырек защитный плыл вдали....
    5. Про девочку, которая нашла своего мишку
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: Про девочку, которая нашла своего мишку Мишка, мишка, как не стыдно! Вылезай из-под комода... Ты меня не любишь, видно? Это что еще за мода... Как ты смел удрать без спроса? На кого ты стал похож? На несчастного барбоса, За которым гнался еж... Весь в пылинках, В паутинках, Со скорлупкой на носу... Так рисуют на картинках Только чертика в лесу. Целый день тебя искала - В детской, в кухне, в кладовой, Слезы локтем вытирала И качала головой... В коридоре полетела, - Вот, царапка на губе... Хочешь супу? Я не ела - Все оставила тебе. Мишка-миш, мохнатый мишка, Мой лохматенький малыш! Жили-были кот да мышка... Не шалили! Слышишь, миш? Извинись. Скажи: не буду Под комоды залезать. Я куплю тебе верблюда И зеленую кровать. Самый мой любимый бантик Повяжу тебе на грудь: Будешь милый, будешь франтик, - Только ты послушным будь... Что молчишь? Возмем-ка щетку - Надо все соринки снять. Чтоб скорей тебя, уродку, Я могла расцеловать. 1916 Примечание Для детей. 1917. № 1. С. 13–14. С илл. Ре-Ми. В письме, адресованном К. И. Чуковскому, от 12 декабря 1916 года Саша Черный писал по поводу этого стихотворения: «Посылаю Вам обещанный стишок. Вверху надо бы продолговатую картинку фризом: девочка вытягивает из-под комода за лапу лохматого медвежонка (наполовину вытянула) и в конце тоже фризом: та же девчонка с выражением на лице чистит Мишку щеткой. Если бы Чехонин, — хорошо» (Архив Чуковского. Л. 3). Стихотворение было иллюстрировано не С. В. Чехониным, а Н. В. Ремизовым (Ре-Ми), который исполнил и расположил рисунки в соответствии с пожеланиями автора — с малым отступлением: вместо щетки в руках у девочки веник.
    6. Происшествия
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: просвещения во взволнованном состоянии домой, забыл свои пальмы в метро. Розыски производятся. * * * Кинематографическая красавица обеих полушарий Стелла Полугорячая переделала «Войну и мир» в сценарий из жизни ковбоев. Крутить будет неподражаемый любимец публики Евгений Ленский, проездом через Афины остановившийся в Париже. Новое фешенебельное кабаре «Кислая Радуга» на днях с большой помпой отпраздновало свой двухнедельный юбилей. Первому посетителю, по рассеянности попавшему в кабаре около 12 ч. ночи, были выданы благодарной дирекцией в виде премии бутылка минеральной воды «Витель» и пачка папирос «Марилан». * * * Небезызвестный банкир Высоцкий, продавший свой банк большевикам, заказал небезызвестному Ветлугину, автору «Записок мерзавца», свою автобиографию. * * * Секретарем «профессионального союза грудных поэтов» Трифоном Грымзой составлено «Руководство для начинающих гениев с приложением полного словаря глагольных рифм». Спешно разыскивается издатель. * * * Вышел в свет и поступил в продажу знаменитый романс знаменитого автора знаменитых печальных песенок г. Пьерро-дон-Сиропо: « Ваши пальцы пахнут...
    7. Зеркало
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Кто в трамвае, как акула, Отвратительно зевает? То зевает друг-читатель Над скучнейшею газетой. Он жует ее в трамвае, Дома, в бане и на службе, В ресторанах и в экспрессе, И в отдельном кабинете. Каждый день с утра он знает, С кем обедал Франц-Иосиф И какую глупость в Думе Толстый Бобринский сморозил... Каждый день, впиваясь в строчки, Он глупеет и умнеет: Если автор глуп - глупеет, Если умница - умнеет. Но порою друг-читатель Головой мотает злобно И ругает, как извозчик, Современные газеты. "К черту! То ли дело Запад И испанские газеты..." (Кстати - он силен в испанском, Как испанская корова). Друг-читатель! Не ругайся, Вынь-ка зеркальце складное. Видишь - в нем зловеще меркнет Кто-то хмурый и безликий? Кто-то хмурый и безликий, Не испанец, о, нисколько, Но скорее бык испанский, Обреченный на закланье. Прочитай: в глазах-гляделках Много ль мыслей, смеха, сердца? Не брани же, друг-читатель, Современные газеты... Примечание Сат. 1908. № 34. С. 2. Без подписи, поскольку опубликовано в «Специальном номере, посвященном русской прессе», в котором все материалы шли — как бы в пику цензуре — анонимно. Франц-Иосиф I (1830–1916) — император Австрии и король Венгрии из династии Габсбургов. Бобринский ...
    8. Диспут
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: дрянный — хрипун и удавленник. Но где ж другой возьмешь. Приползли из палат в коридор раненые из выздоравливающих, больные-гриппозники, дежурный ординатор на шум вышел, — раненые потеснились. Присел и он на край скамьи, тоже ведь человеку невесело по углам шагать. А потом — чтение. Оглядел батюшка добрыми глазами верблюжьи халаты, знакомым лицам улыбнулся и начал: — Сочинение Николая Васильевича Гоголя. Вий. К ночи бы вам, господа воины, этой страшной истории читать не следовало. Да уж знаю вы, как дети, страшное любите. Или, может, что другое почитать, повеселее, ась?.. — Страшное, батюшка. Просим про страшное. Уж, пожалуйста, почитайте. — Ну, уж, конечно… «Как только ударял в Киеве поутру звонкий семинарский колокол»… Читал о. Василий внятно и завлекательно. Разговор на разные голоса вел, где нужно басом, а в иных местах до бабьего писка подымал. А как дошел до страницы, как Вия в церковь ведут, так таким пронзительным шепотом чеканить стал, да с остановками, чтобы каждое слово проняло, — так иные в окна с опаской посматривать стали. Капли стучат, за стеклами мгла, гул и свист, — уж не Вия ли к ним ведут в 17-й полевой запасный госпиталь? Тьфу, тьфу, сохрани и помилуй! Долго читал батюшка. Забыли солдаты о своей неласковой судьбе: кому в окоп возвращаться, ждать с часу на час шальной пули между глаз, кому домой инвалидом со скрюченной ногой добираться. Притихли. Ушли в страшную повесть, с тревожным участьем прослушали о горькой доле Хомы Брута, жуть полевая к мокрым стеклам приникла, теснее придвинулись халаты друг к другу на коридорных скамьях. Кончил батюшка, ухмыльнулся, усталое лицо платком обмахнул и книжку в рукав сунул. — Прощайте, воины. Поздно уж… Чего насупились? Говорил, что страшное к ночи бы не читать. Да, вот… ...
    9. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: 15/28 марта. Чуковский К. Юмор обреченных //«Речь». 1910. 17/30 апреля. Лаврский И. Смех современности //«Приазовский край». Ростов н/Д. 1910. 26 мая/8 июня. Войтоловский Л. Саша Черный //«Киевская мысль». 1910. 30 мая/ 12 июня. Амфитеатров А. В. Записная книжка: О Саше Черном//«Одесские новости». 1910. 29 июня/12 июля. См. тоже: Амфитеатров А. В. Разговоры по душе. М., 1910. Колтоновская Е. А. Новая сатира //«Сибирская жизнь». Томск. 1910. 29 августа/11 сентября. См. тоже: Колтоновская Е. А. Критические этюды. 1912. Кранихфельд В. Литературные отклики // «Современный мир». 1910. № 5. Пильский П. Русская сатира//«Одесские новости». 1911. 1/14 января. Розенталь С. О Саше Черном//«Gaudeamus». 1911. № 1. Войтоловский Л. Саша Черный (Сатиры и лирика. Кн. 2)//«Киевская мысль». 1911. 26 ноября/9 декабря. Василевский И . (He-Буква). Без штемпеля // «Одесские новости». 1911. 30 декабря/12 января. [Без подписи]. Саша Черный. Сатиры и лирика. Кн. 2//«Русское богатство». 1912. № 1. Игнатов И. Литературные отклики: «Земля», сб. 8//«Русские ведомости». 1912. 10/23 февраля. Розенталь С. Поэт современной усталости //«Против течения». 1912. 8/21 декабря. Василевский И. (He-Буква). Два пути (Игорь Северянин и Саша Черный) //«Биржевые ведомости». 1913. 3/16 октября. См. тоже: «Новое слово». 1913. № 8. [Без подписи]. Саша Черный. «Тук-тук!». Стихотворения для детей. М., 1913 //«Новости детской литературы». 1913. № 5. Измайлов А. Нестареющая легенда (Поэма А. Черного «Ной») //«Русское слово». М., 1914. 30 мая/12 июня. В. Т. Саша Черный. Сатиры и лирика. Кн. 2//«Новый журнал для всех». 1914. № 6. Куприн А. И. Поэт-одиночка: О Саше Черном//«Журнал журналов». 1915. № 7. [Без подписи]....
    10. Живая азбука
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Ц - цаплей, Е - ежом... Прекрасный бал! Я не спал и все до капли Подсмотрел и записал... Утром в дверь стучит художник (Толстый, с черной бородой, И румяный, как пирожник) - Это был приятель мой. Прочитал он, взял бумагу, Вынул семь карандашей И сейчас же всю ватагу Срисовал для малышей. А Астра в садике цветет - Аист, вам пора в поход! Б Бык весь день мычит и ест. Белка держит хвост, как шест. В Ворон может жить сто лет. Волк овце - плохой сосед. Г Гусь шагает, как солдат. Груша зреет - Гриша рад. Д Дятел в дуб все тук да тук... Дуб скрипит: "Что там за стук?" Е Еж под елкой удивлен: Елка с иглами - и он. Ж Жаба ждет, раздув живот, - Жук летит ей прямо в рот. З Зяблик в роще засвистал, Заяц струсил и удрал. И Ива клонит ветви в пруд. Индюки всегда орут. К Крыса мчится через мост. Кот за ней, задравши хвост. Л Лебедь родственник гуся, Лошадь - зебре, лещ ершам. М Мышь глядит на потолок: "Муха, свалишься, дружок!" Н Норка ловит рыб в волне. Носорог храпит во сне. О Ослик влез в чертополох. Обезьянки ищут блох. П Пчелка трудится весь день, Петушку и клюнуть лень. Р Рыжик прячем в мох колпак. Рак был негр, а стал, как мак. С Слон ужасно заболел - Сливу с косточкою съел. Т Тигр свирепей всех зверей, Таракан же всех добрей. У Утка - опытный нырок. Ужик любит холодок. Ф Фиги сладки, как желе. Филин днем сидит в дупле. Х Хрущ - веселый майский жук. Хмель ползет на шест без рук. Ц Цыпка вышла из яйца. Цапля спит у деревца. Ч Червячок влез на цветок, Чиж слетел - и клюнул в бок! Ш Шимпанзе грызет бисквит. Шпиц от зависти дрожит. Щ Щур ест пчел по сотне в день....