• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1904"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Y Z
    Поиск  
    1. Дневник резонера
    Входимость: 8. Размер: 34кб.
    2. Жиркова М. А.: Жизнь провинции в поэзии и прозе Саши Черного
    Входимость: 3. Размер: 52кб.
    3. Саша Чёрный (энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    4. "Аида" в Житомире (В публике)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    5. Сон
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    6. Хроника жизни Саши Черного
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    7. Чепуха ("Лают раки на мели... ")
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    8. Продолжение одного старого разговора
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    9. Жиркова М. А.: Саша Черный как редактор отдела сатиры и юмора "Бумеранг"
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    10. Чепуха ("Трепов - мягче сатаны... ")
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    11. "Обратно"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    12. Жиркова М. А.: Эмиграция в жизни и творчестве Саши Черного - основные этапы
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    13. Ратыня Александр: Нет замены незаменимому, и все же…
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    14. Страшная история
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    15. Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей. 1.1. Взрослый и дети в поэтическом сознании Саши Черного, или Любовная лирика поэта
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    16. Иллюстрации
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    17. Московский случай (Рассказ обывателя)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    18. Опять...
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    19. Из гимназических воспоминаний
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    20. Сатира в прозе
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    21. Иванов Анатолий: Оскорбленная любовь
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    22. Саша Черный: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    23. Избранная библиография (1909–1932)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    24. Словесность (С натуры)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    25. Иванов Анатолий: Театр масок Саши Черного
    Входимость: 1. Размер: 107кб.
    26. К приезду французских гостей
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. Биография (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    28. Друг
    Входимость: 1. Размер: 28кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Дневник резонера
    Входимость: 8. Размер: 34кб.
    Часть текста: два театра служат искусствам (а один из них и чему хотите рад служить), библиотеки поддерживают в юношестве память о Григоровиче и Данилевском, электрические фонари остерегают прохожих от опасности разбить голову о свои столбы, «наш городской трамвай», не торопясь, курсирует по улицам… Картина!.. Но, увы! Театры не делают сборов (даже «дивы» оперетки жалуются: «В Житомире не разживешься!»), трамваи возят по два, по три пассажира — не больше, боясь, вероятно, надорваться; у библиотекарей, при виде нового абонента, на лице немой вопрос: «Какая его нелегкая сюда занесла?» — а наши всевозможные общества влачат самое убогое существование, и все страдают «бледной немочью» от плохого питания. Житомирец на карман туг — и дальше платонического сочувствия редко идет. Пошленькая, прикладная мудрость всегда выручит: всем, мол, не поможешь, а паллиативы (любят у нас это слово) не должны иметь место в здравомыслящем обществе. Что, мол, за помощь? Как в народной песне: «Хвост вытащит...
    2. Жиркова М. А.: Жизнь провинции в поэзии и прозе Саши Черного
    Входимость: 3. Размер: 52кб.
    Часть текста: ибо все наши провинциальные города, как почтовые марки, схожи между собой… Саша Черный. Дневник резонера. Саша Черный родился в Одессе, но так случилось, что именно Житомир стал родным городом для поэта. После побега из дома в 15 лет он оказывается в Петербурге. Недолго длилась его петербургская жизнь, из гимназии он был исключен, как мы бы сейчас сказали, за неуспеваемость. Родители в помощи отказали и на письма не отвечали. Появившаяся в петербургской газете статья А. А. Яблоновского («Срезался по алгебре», Сын отечества, 1898, 8 сентября) о бедственном положении юноши сводит его с Константином Константиновичем Роше (1849-1933), крупным житомирским чиновником и поэтом[1], в доме которого Александр Гликберг обретает родную семью[2]. Современный писатель и поэт А. Ратыня так пишет о К. К. Роше: «Большую часть своих дней он прожил в Житомире. Длительное время был членом правления Волынского губернского присутствия по крестьянским делам, почетным мировым судьей. Как потомственный дворянин, дослужился до титула действительного статского советника. В годы первой мировой войны, революции 1917 года и постоянных перемен власти в Житомире в период гражданской войны помогал нуждающимся, как мог. В 1920-х годах стал одним из организаторов житомирского Свято-Николаевского братства....
    3. Саша Чёрный (энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику (где были созданы стихи о Литве и цикл Русская Помпея , впервые обозначивший мотив ностальгии, отчетливо звучащий в эмигрантском творчестве поэта); в 1920 – в Берлин; со второй половины 1923 до начала 1924 – в Италии, в семье Л. Н. Андреева (впечатления от Вечного города отразились в лирических и юмористических миниатюрах Из римской тетради и Римские офорты ). С 1924 жил в Париже, сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями. Начал печататься в Житомире в 1904. В 1900-е годы активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» и др. Дерзкая политическая сатира Черного Чепуха (1905; «Трепов – мягче сатаны») принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта Разные мотивы (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник Сатиры (1910) с ироническим посвящением «всем нищим духом», представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского...
    4. "Аида" в Житомире (В публике)
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: местными рецензентами (ибо чем музыкальнее город, тем неизбежнее в нем рецензенты) и в особенности артистами-гастролерами, сохраняющими о нашем городе самые приятные воспоминания — «как нас там встречали!» Нет ничего пошлее «ходячих мнений». Мнения эти не считаются ни с логикой, ни с действительностью — они «установились» — и только. Вчера, когда я случайно попал в оперу, «музыкальность» нашей публики положительно отравила мне несколько часов… И поделом! Сиди дома — и глупостями не занимайся. Мне все время казалось, что я сижу в южноафриканской деревне среди зулусов, к которым приехала на гастроли оперная труппа. Страшная жара дополняла впечатление… При каждой пронзительной теноровой ноте у моих соседей справа и слева глаза вылезали из орбит, руки судорожно впивались в дерево скамеек — и казалось, что какой-нибудь увлеченный меломан того и гляди вскочит в рот распевшемуся артисту. В наиболее патетических местах, когда артист «старался на отличку», восторженные слушатели начинали вопить «браво» до тех пор, пока певец не умолкал и не начинал раскланиваться с ценителями «чистого искусства». Таким образом, дело оканчивалось к взаимному удовольствию. Да и как не покричать! Где же и разойтись бедному, угнетенному житомирцу как не в театре? На улице вой подымешь — возьмут в «часть» и, чего доброго, намордник оденут, а в театре даже считается приличным покричать немного. Даже распоряжение вывешивалось одно время: «Вызывать полагается до трех раз», но увлекающемуся человеку не до счета — ори, пока в глазах не потемнеет! В партере публика посолиднее. Там царит сдержанность «хорошего тона», должен же человек, заплативший рубль с лишним, показать, что он...
    5. Сон
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: мной говорил о России,                    Портсмутского графа он назвал глупцом,                                Про прочих промолвил: "Слепые!                    До мелочи вижу ошибки их тут,                                 И страшно за них мне обидно -                    Они к революции сами идут,...
    6. Хроника жизни Саши Черного
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: службу на правах вольноопределяющихся в 18-й пехотный Вологодский полк (Житомир). 1902 25 октября/7 ноября уволен в запас. Начало трудовой деятельности: на таможне в местечке Новоселицы Бессарабской губернии. 1904 3/16 июня. Дебютирует в качестве фельетониста житомирской газеты «Волынский вестник». После закрытия газеты (19 июля) переезжает в Петербург. Принят письмоводителем на Службу Сборов Варшавской железной дороги. 1905 Вступает в гражданский брак с М. И. Васильевой. Свадебное путешествие в Италию. В сатирическом журнале «Зритель» 27 ноября под стихотворением «Чепуха» впервые появляется подпись «Саша Черный». 1906 Печатается в сатирических журналах и альманахах. Издает сборник стихов «Разные мотивы». В апреле-мае уезжает в Германию, где во время летнего и зимнего семестра посещает в качестве вольнослушателя лекции в Гейдельбергском университете. 1907 Возвращается в Петербург. 1908 Возобновляет сотрудничество в журнале «Зритель». Становится сотрудником журнала «Стрекоза», преобразованного в апреле в «Сатирикон». Лето проводит в курортном местечке Гунгербург (Шмецке) в Эстонии. 1909 Во время летнего отпуска отправляется на лечение в Башкирию (деревня Чебени). 1910 В марте увидела свет книга стихов «Сатиры». В апреле уезжает на отдых в деревню Заозерье Псковской губернии. Летом совершает турне по Германии и Италии. Заявляет о себе как прозаик («Люди летом», журнал «Современный мир», № 9). 1911 Новый год встречает в финском пансионе под Выборгом. В апреле прекращает сотрудничество в «Сатириконе». Отправляется в Киев, затем в Крым. Летом отдыхает в деревне Кривцово Орловской губернии, посещает уездный город Волхов. Сотрудничает в газетах «Киевская мысль» и «Одесские новости». В ноябре...
    7. Чепуха ("Лают раки на мели... ")
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Гражданин надет на кол Небесам в угоду. Шалый, полый, голый пол Сел верхом на моду.   Раз один калиф на час Промычал угрюмо: «Слава Богу, есть у нас Третья Полу-Дума…»   Наварили требухи, Набросали корок. Ешьте, свиньи! Чепухи Хватит лет на сорок. Примечание Сат. 1908. № 6. С. 4. По прошествии двух лет Саша Черный решил вернуться к испытанной «капустнической» форме обзора «злобы дня». Но в отличие от двух предыдущих, в третьей «Чепухе» общественно-политические события потеснены окололитературными пересудами и лицами, ставшими притчей во языцех. …Лают раки на мели . — Реминисценция из поэмы А. К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», где есть строки: «Мы ж без царя, как раки, горюем на мели». Рукавишников И. С . (1877–1930) — поэт и прозаик, эпигон символистов, отличавшийся писательской плодовитостью. Его вычурные изыски в области стихотворных форм (напр, «фигурные» стихи) и его экстравагантный облик, а именно: длинная «козлиная» борода, сделали Рукавишникова излюбленной мишенью для пародистов и шаржистов. Так, в пародийной хронике Саши Черного «Дикие утки» имеется такое сообщение: «Ив. Рукавишникова постигло страшное горе. Пьяный цирюльник отрезал ему в бане, вместо мозолей, бороду, и поэт, как Самсон, потерял всю свою силу. По словам доктора, он, по крайней мере, полгода не в состоянии будет писать стихов. Горе читателей не поддается описанию» (Сат. 1909. № 13). … Дум-дум-бадзе — каламбурное совмещение фамилии Думбадзе и названия разрывной пули «дум-дум». «Мелкий бес» (1907) — роман Ф. К. Сологуба, в котором натуралистические описания нравов российской провинции переплетены с инфернальными мотивами «дьяволизма» и культом смерти. По этой причине...
    8. Продолжение одного старого разговора
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: саврасы Сошли, как грязная вода. Плач у разбитого корыта Уже не трогает сердец. Пусть быт… Но отчего ж из быта Брать только зло за образец? Все больше грамотных у нас, Все крепнет жажда бодрой пищи, А наш изысканный Парнас Зарос репьем по голенище… Потребность в гении ясна,— А если так, то несомненно Придет, гремя оружьем, смена, И будет вновь у нас весна! Писатель Что ж… Вам, почтеннейшей гадалке, И карты в руки. Очень рад! Пусть гениальный мой собрат Скорей придет. Вот только палки Не суйте, друг, промеж колес. Закон ли гению ваш спрос? Вдруг не захочет петь он бодро: Ведь вы тогда с него по бедра Сдерете кожу! Между прочим, И вам мы, сударь, напророчим. Боюсь, чтоб вам, судья суровый, Не прозевать его приход! Вот разве гений — критик новый Придет с ним вместе в свой черед… Алло? Критик (холодно, с достоинством) Благодарю покорно. Читатель Мне примирить нетрудно вас: Нет Достоевских, но бесспорно Белинских тоже нет сейчас. Хотя не мало… Писатель (перебивает)   Что не мало? Монбланы были и прошли, А ты все так же бродишь вяло По грязной ярмарке земли. Что ж, вкус твой вырос? Сердце шире? Богаче мысль? Дух стал без шор? И вообще — к чему в трактире Литературный разговор? Патрон, налейте… Издатель (игриво)   За манишку? Ха-ха! Что спорить? Я делец, Читатель покупает книжку, Писатель пишет, и конец. Но я немножко тоже значу. Чуть-чуть. Я говорю чуть-чуть… Кто снаряжает всех вас в путь? Кто финансирует удачу? Успех — вот штука! Гений — хлам. Сознайтесь, господин писатель, Не я ль, ваш опытный издатель, Такое имя сделал вам?...
    9. Жиркова М. А.: Саша Черный как редактор отдела сатиры и юмора "Бумеранг"
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: появляется еженедельный журнал политической сатиры «Бич» , издаваемый в Париже, под редакцией М. С. Линского, вышло 11 номеров. В 1922 г. выходит берлинский «Веретеныш» (№ 1, август - № 3, ноябрь) – «вестник критической мысли и сатиры», отделившийся от журнала «Веретено» по «идейным соображениям». Было выпущено всего 3 номера, замысел остался незавершенным. Основатели и активные участники журнала – А. М. Дроздов (председатель Совета содружества «Веретено»), Г. В. Алексеев и С. Горный. Редактор – Г. В. Алексеев (№ 2, 3). В 1926 г. в Праге выходит «орган казачьей непосредственности» - «Казачий смех» , выдержавший 6 номеров (декабрь 1926 – май 1928). В этом же году издается парижский «Ухват» , обозначенный как «сатирическое издание, внепартийное и никем не субсидируемое», вышло 6 номеров. Редактор Д. Кобяков. А также возродившийся в 1931 г. «Сатирикон». Вышло 28 номеров, в октябре этого же года еженедельник прекратил свое существование. Примечательно, что в некоторых изданиях встречаются одни и те же авторы. В первую очередь, это бывшие сатириконцы: Н. Тэффи, А. Аверченко, Дон Аминадо, Саша Черный В различных периодических изданиях присутствуют отдел сатиры и юмора. Среди них можно назвать созданный Сашей Черным в 1925 г. и просуществовавший в течение ряда лет (1925-1928) «независимый отдел сатиры и юмора» «Бумеранг» в парижском еженедельнике «Иллюстрированная Россия». Издатель еженедельника М. П. Миронов, как отмечают исследователи, изначально «избрал для своего журнала внепартийный курс»[1], на страницах журнала публиковались материалы о жизни в эмиграции, новости со всех концов мира, в том числе о Советской России, закрытой для русских эмигрантов: «Вместе с тем, организаторы нового издания хорошо понимали тот...
    10. Чепуха ("Трепов - мягче сатаны... ")
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: с надеждой ждет, Кто ее погубит... Разорвался апельсин У Дворцова моста... Где высокий гражданин Маленького роста? Самый глупый человек Едет за границу; Из Маньчжурии калек Отправляют в Ниццу. Мучим совестью, Фролов С горя застрелился; Губернатор Хомутов Следствия добился. Безобразов заложил Перстень с бриллиантом... Весел, сыт, учен и мил, Пахарь ходит франтом. Шлется Стесселю за честь От французов шпага; Манифест - иначе есть Важная бумага... Интендантство, сдав ларек, Все забастовало, А Суворин-старичок Перешел в "Начало". Появился Серафим - Появились дети. Папу видели за сим В ложе у Неметти... В свет пустил святой синод Без цензуры святцы, Витте-граф пошел в народ... Что-то будет,братцы?.. Высшей милостью труха Хочет общей драки... Все на свете - чепуха, Остальное - враки... Примечание Зритель. 1905. № 23. С. 4. Эта публикация примечательна тем, что поэт впервые подписался псевдонимом «Саша Черный». Много позже он в разговоре с критиком А. Измайловым раскрыл житейскую подоплеку происхождения этого необычного литературного имени: «Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей „литературы“ что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем» (Измайлов А. Нестареющая легенда // Русское слово. М. 1914. 30 мая). Саша Черный использовал для сатирического комментария политической злобы дня фольклорную традицию перевертышей и нелепиц в соединении с принципом эстрадного «капустника». Публике было достаточно намека на лица и обстоятельства, «протягиваемые» в...