• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • В редакции толстого журнала

    Серьезных лиц густая волосатость
    И двухпудовые, свинцовые слова:
    «Позитивизм», «идейная предвзятость»,
    «Спецификация», «реальные права»...

    Жестикулируя, бурля и споря,
    Киты редакции не видят двух персон:
    Поэт принес «Ночную песню моря»,
    А беллетрист — «Последний детский сон».

    Поэт присел на самый кончик стула
    И кверх ногами развернул журнал,
    А беллетрист покорно и сутуло
    У подоконника на чьи-то ноги стал.

    Обносят чай... Поэт взял два стакана,
    А беллетрист не взял ни одного.
    В волнах серьезного табачного тумана
    Они уже не ищут ничего.

    Вдруг беллетрист, как леопард, в поэта
    Метнул глаза: «Прозаик или нет?»
    Поэт и сам давно искал ответа:
    «Судя по галстуку, похоже, что поэт»...

    Подходит некто в сером, но по моде,
    И говорит поэту: «Плач земли? ..»
    — «Нет, я вам дал три "Песни о восходе"»
    И некто отвечает: «Не пошли!»

    Поэт поник. Поэт исполнен горя:
    Он думал из «Восходов» сшить штаны!
    «Вот здесь еще "Ночная песня моря",
    А здесь — "Дыханье северной весны"».

    — «Не надо, — отвечает некто в сером:—
    ».
    Душа поэта затянулась флером,
    И розы превратились в сельдерей.

    «Вам что?» И беллетрист скороговоркой:
    «Я год назад прислал "Ее любовь"».

    «Затеряна. Перепишите вновь».

    — «А вот, не надо ль?— беллетрист запнулся.—
    Здесь... семь листов — "Последний детский сон"».
    Но некто в сером круто обернулся —


    Чрез полчаса, придя от телефона,
    Он, разумеется, беднягу не узнал
    И, проходя, лишь буркнул раздраженно:
    «Не принято! Ведь я уже сказал!..»


    Смеркалось... Ветер. Тусклый, дальний гул.
    Поэт с «Ночною песней» взял направо,
    А беллетрист налево повернул.

    Счастливый случай скуп и черств, как Плюшкин.

    Ах, может быть, поэт был новый Пушкин,
    А беллетрист был новый Лев Толстой?!

    Бей, ветер, их в лицо, дуй за сорочку —
    Надуй им жабу, тиф и дифтерит!

    Пускай душа их без штанов парит...

    Примечание

    Сат. 1909. № 43. С. 6.

    В России еще с прошлого века существовало понятие «толстый журнал», подразумевающее периодическое издание, где под одной обложкой помещалась художественная проза, поэзия, критические обзоры, исторические и философские исследования, статьи по экономике и естественным наукам. Словом, широкий свод материалов и сведений, призванных объединить образованную часть общества, интеллигенцию различных специальностей на общественно-политической основе. Идейная направленность «толстых» журналов обычно ставила художественную часть в подчинение основной задаче — жертвенному служению народу. Саше Черному не раз пришлось сталкиваться с совершенно непробиваемыми рутинными нравами, царившими в редакциях толстых журналов. В письме к Е. А. Ляцкому он излагает принципы, на которых должен, по его мнению, строиться подобный журнал: «Физиономию журнала в идеальном виде представляю себе так: надо, во-первых, позволить искусству быть искусством. Партийность до сих пор смотрела на него как на неизбежное зло и набивала художественную часть чем попало». (Тимофеева. С. 167.)

    — персонаж пьесы Л. Н. Андреева «Жизнь человека» (1906).

    Разделы сайта: