• Приглашаем посетить наш сайт
    Иванов В.И. (ivanov.lit-info.ru)
  • Святая наивность

    Конечно, нужно возвращаться.

    А. В. Пешехонов. «Почему я не эмигрировал»

    Если б я торговал корсетами,
    Кокаином или браслетами,
    Если б я был куафером, шофером,
    Или секретных дел акушером,—
    Не нуждаясь в благословении Пешехонова,
    Я бы уехал без оного.
    Все такого рода двуногие
    Обходятся без всякой идеологии:
    Клиентура красных придворных дам
    И изобилие советских панам
    Создают такую пышную среду,
    Что в ней можно жиреть хоть в аду…
    Да и техника возвращения
    Не представляет для них затруднения:
    Почтительное выражение глаз
    И превращенный в валюту алмаз.
    * * *
    Но у эмигранта-интеллигента
    Как прикажете начать комиссию?
    Прибежать в советскую миссию
    И под взглядом глумящихся глаз
    Сочинить сто анкетных фраз?
    «Прабабка моя сочувствовала капиталистам,
    Я же с детства беспартийно тянусь к коммунистам,
    Во время старого режима
    Пострадал в полку нестерпимо —
    За смех во время переклички
    Был лишен ефрейторской лычки.
    Потупив очи к советскому подножью,
    Все свободы считаю буржуазной ложью.
    Цель моего возвращения —
    Культурное ближним служение…»
    Ах, как будут ржать советские снобы!
    Еще бы…
    «Послушайте, кислый червяк,
    У вас в порядке чердак?
    Если даже при Троцком, обожавшем „Русское богатство“,
    В числе многих прочих,
    Неподходящих для крестьян и рабочих,—
    То зачем нам обменная эта кадриль,
    Что за гиль!..»
    * * *
    Допустим на миг, что советская братия
    Разрешит самораспятие,
    Допустим, что после злобных допросов,
    Надменных разносов,
    Узилищ-чистилищ
    Подарят жалкий остаток жизни,
    Достойный слизня,
    И разрешат эмигрантскому парию
    Ради хлеба влезть в канцелярию,
    Заниматься статистикой
    И прочей дутой эквилибристикой…
    Разве там мало своих голодных,
    Готовых на все, что угодно?
    Ведь цель возвращения —
    Культурное ближним служение…
    «книжные знаки»?
    Что там делать студенту? Кустарить в «рабфаке»?
    Что там делать ученым? Спросите у тех, кто выслан…
    Распинаться ведь тоже надо со смыслом.
    * * *
    Чуждый идейного «лампадства»,
    «Русским богатством»
    (Номера с рассказами Муйжеля, правда, не в счет),
    Но сегодня «Богатство» уже не оплот:
    Дух и гордость встают на дыбы?
    Есть различные на свете рабы,
    Подвиг особого рода.

    Примечание

    Руль. 1923, 20 мая.

    Пешехонов А. В. –1933) — публицист, экономист, один из редакторов журнала «Русское богатство». В 1922 году был выслан из СССР вместе с другими представителями творческой интеллигенции, оппозиционно настроенными к режиму большевиков. В эмиграции издал брошюру «Почему я не эмигрировал», вызвавшую ожесточенную полемику. Критикуя режим коммунистов, автор, однако, призывал к возвращению на родину во имя спасения государственности России. Сам Пешехонов после нескольких попыток смог в 1927 году вернуть себе советское гражданство, но разрешения на въезд не получил и был вынужден служить в советском представительстре в Риге.

    Куафер — парикмахер.

    «Русское богатство» — один из самых маститых «толстых» журналов дореволюционной России, издававшийся с 1876 по 1918 год. После 1906 года являлся органом «народных социалистов», выделившихся из правого крыла эсеров. В журнале сотрудничал в качестве публициста и литературного критика Л. Д. Троцкий. Среди авторов журнала были Бунин, Куприн, Горький, Андреев, Вересаев, Короленко. Дважды публиковался в нем Саша Черный.

    (1880–1924) — писатель народнического направления. Его натуралистические романы из жизни русского крестьянства Саша Черный воспринимал как символ скуки и растянутости.

    Разделы сайта: