• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Сатириконцы (Рождественский подарок)

    М. Г. Корнфельд
    Это милый наш издатель,
    Да хранит его Создатель!
    Он приятен и красив,
    Как французский чернослив.
                Речь его нежней романса —
                Заикнешься ль об авансе,
                Он за талию возьмет:
                «С наслажденьем! Хоть пятьсот!»
    На журнальном заседанье
    Беспристрастней нет созданья:
    «Кто за тему, ноги вверх!
    А рисуночки — в четверг».
    А. Т. Аверченко
    В колчане сажень крепких стрел,
    И полон рот острот,
    Он в быте полсобаки съел,
    А в юморе — шестьсот.
                 По темпераменту сей гой
                 Единый на земле:
                 
                 И с Волком, и с Ave.
    Нельзя простить лишь одного —
    Кровосмеситель он:
    «Сатирикон» родил его,
    А он «Сатирикон».
    А. А. Радаков
    Добродушен и коварен,
    Невоздержан на язык —
    Иногда упрям, как бык.
                 В четырех рисунках сжатых
                 Снимет скальп со ста врагов,
                 Но подметки сапогов
                 
    В хмеле смеха он, частенько,
    Врет, над темами скользя.
    Не любить его нельзя,
    Полюбить его трудненько.
    У него шестнадцать глаз —
    На шестнадцать верст окрест
    Ловят каждый гнусный жест.
                 
                 Угодил бы в желтый дом.
                 Он же бодр, игрив и мил,
                 Как двухлетний крокодил.
    С грациозной простотой
    На колючий карандаш
    И хохочет, как апаш.
    А. А. Юнгер
    Изящен, как Божья коровка,
    Расчесана мило головка
    И, словно яичко, visage.
                 Он пишет, как истый германец,
                 Могилки, ограды, кресты,
                 
                 И томной сирени кусты.
    Когда же жантильность наскучит,
    И рожу Тучковскую вспучит
    А. Е. Яковлев
    Коралловый ротик,
    Вишневые глазки —
    О скрытый эротик,

                Учась «джиу-джитсу»,
                Он чахнет в неврозах,
                Рисуя девицу
                В пикантнейших позах.
    Он сфинкса приметил —
    И в нем даже эрос
    Нашел этот петел.
    Саша Черный
    Негодуя и любя,
    Бьет рифмованной тоской
    Дальних, ближних и себя.
                — оптимист,
                — пессимист,
                И на дне помойных ям
                Пьет лирический бальзам.
    Безбилетный пассажир
    На всемирном корабле —
    Был бы счастлив на земле!

    Примечание

    Сат. 1909. № 52. С. 11. Подпись:?.

    Это попытка вернуть авторство циклу эпиграмм, опубликованному анонимно. Атрибутирование опирается на два рода аргументов. Первое — свидетельства современников, знавших лично Сашу Черного. См. мемуарную статью Е. С. Хохлова «„Сатирикон“ и сатириконцы» (Русские новости. Париж. 1950. 5 мая) и книгу воспоминаний А. Седых «Далекие, близкие» (Нью-Йорк, 1962. С. 82), где строки из этого цикла цитируются с указанием на Сашу Черного. Вторым аргументом для доказательства послужило редакционное примечание, сделанное к данной публикации в «Сатириконе»: «Настоящее произведение прислано в редакцию неизвестным автором под странным девизом: „Turdus sibi malum cacat“. Подозревая в авторстве одного из своих сотрудников, желая пробудить в нем раскаяние и вывести его на чистую воду — помещаем этот гнусный пасквиль целиком». Латинская фраза может быть переведена как «Дрозд, гадящий самому себе». Отсюда ясно, что автора надо искать среди адресатов цикла. Наиболее вероятная кандидатура — Саша Черный, ибо из всех остальных адресатов этого эпиграфического цикла только А. Радаков баловался рифмой. Подтверждение догадки обнаружилось в журнале «Иллюстрированная Россия» (Париж), где в 1925 г. Саша Черный вел сатирический отдел «Бумеранг», заполняя его сатирическими миниатюрами в стихах и прозе под различными псевдонимами. Один из них: Turdus. Этот же псевдоним встречается в журнале «Жар-Птица», где Саша Черный ведал литературной частью (см. т. 2 и 3 настоящего собрания).

    Аверченко А. Т. (1881–1925) — редактор «Сатирикона» и «Нового сатирикона», выступавший под различными псевдонимами: Ave, Волк, Медуза Горгона, Фома Опискин и др.

    Радаков А. А. –1942) — ведущий художник «Сатирикона», неистощимый генератор идей и начинаний: это он придумал название журналу, ввел кинематографический прием кадрирования рисунков с развитием сюжета и подписями. Выразительная характеристика Радакова дана в неопубликованных воспоминаниях В. Князева: «…если бы можно одним словом исчерпать всю его художническую в „Сатириконе“ сущность, я бы назвал его — Вакх. Вакх юморо-сатирического рисунка. <…> Если Радаков был — стихия, то про Аверченко — нечего и говорить! Впрочем, оба они были духовные братья. Оба вместе они способны были свалить могучим разрядом своей нечеловеческой творческой энергии не то что слона, но и Хеопсову пирамиду» (РГАЛИ, ф. 2041, on. 1, ед. хр. 189, л. 111–112).

    Ремизов Н. В. (1887–1975) — блестящий карикатурист и виртуоз шаржа, подписывавшийся псевдонимом Ре-Ми (настоящая фамилия художника — Васильев).

    Юнгер А. А. (1883–1948) — художник-сатирик, склонный к лиризму. В своей художественной манере ориентировался на графику немецкого журнала «Симплициссимус».

    (1887–1938) — художник-портретист, прославившийся на Западе; в «Сатириконе» это был «еще совсем молодой человек, не носивший еще своей бородки-колье, скромный, почти застенчивый, но специализировавшийся на жанре весьма смелых „Ню“» (Хохлов Е. «„Сатирикон“ и сатириконцы» // Русские новости. Париж. 1950. 5 мая). По-видимому, именно его пляжные и будуарные сценки имел в виду Саша Черный, когда упомянул в письме к Е. А. Ляцкому «совершенно заголившихся сатириконцев» (Тимофеева. С. 166).

    Разделы сайта: