• Приглашаем посетить наш сайт
    Державин (derzhavin.lit-info.ru)
  • Сатирикон (памяти Аркадия Аверченко)

    (Памяти Аркадия Аверченко)

    Над Фонтанкой сизо-серой
    В старом добром Петербурге
    В низких комнатах уютных
    Расцветал «Сатирикон».
    За окном пестрели барки
    С белоствольными дровами,
    А напротив Двор Апраксин
    Подымал хоромы ввысь.

    В низких комнатах уютных
    Было шумно и привольно...
    Сумасбродные рисунки
    Разлеглись по всем столам.
    На окне сидел художник
    И калинкинское пиво,
    Запрокинув кверху гриву,
    С упоением сосал.

    На диване два поэта,
    Как беспечные кентавры,

    Над какой-то ерундой...
    Почтальон стоял у стойки
    И посматривал тревожно
    На огромные плакаты
    С толстым дьяволом внутри.

    Тихий крохотный издатель
    Деликатного сложенья
    Пробегал из кабинета,
    Как испуганная мышь.

    Кто-то резвыми ногами
    За издателем помчался.
    Чтоб аванс с него сорвать...

    А в сторонке в кабинете

    Наклонясь над грудой писем,
    Почту свежую вскрывал:
    Сотни диких графоманов
    Изо всех уездных щелей

    Хлама в прозе и в стихах.

    Ну и чушь! В зрачках хохлацких
    Искры хитрые дрожали:
    В первом ящике почтовом
    — и аминь!
    Четким почерком кудрявым
    Плел он вязь, глаза прищурив,
    И сифон с водой шипучей,
    Чертыхаясь, осушал.


    Сатирическая банда,
    Гулко топая ногами,
    Вдоль Фонтанки шла за ним
    К Чернышеву переулку...
    «Московской»
    Можно вдосталь съесть и выпить.
    Можно всласть похохотать.

    Хвост прохожих возле сквера
    Оборачивался в страхе,

    В рот пихали кулачки:
    Кто такие? Что за хохот?
    Что за странные манеры?
    Мексиканские ковбои?


    А под аркой министерства
    Околоточный знакомый,
    Добродушно ухмыляясь,
    К козырьку взносил ладонь:
    «Как, Аркадий Тимофеич,
    Драгоценное здоровье?» —
    «Ничего, живем — не тужим...
    До ста лет решил скрипеть!»

    До ста лет, чудак, не дожил...

    Что за молодостью дерзкой,
    Словно бесы, налетят
    Годы красного разгула,
    Годы горького скитанья,

    Все веселые глаза...

    Примечание

    Русская газета. 1925, 29 марта.

    С посвящением Аркадию Аверченко. Поводом к написанию стихотворения послужила скорбная весть о кончине бывшего редактора «Сатирикона» Аркадия Аверченко. Давние размолвки и претензии были забыты и пришло позднее осознание того, что годы работы в «Сатириконе» были их общим творческим взлетом, «звездным часом». Позднее, когда в Париже в 1931 году была предпринята попытка возродить «Сатирикон», Саша Черный предложил открыть его именно этим стихотворением, которое он существенно переработал.

    Строка 8           — Подымал хоромы ввысь.
    Строки 14–16     — И калинкинское пиво,
                               Запрокинув кверху гриву,
                               С упоением сосал.
            — С толстым дьяволом внутри.
    Строка 25         — Тихий крохотный издатель…
    Строка 28         — Как испуганная мышь.
    Строка 32         — Чтоб аванс с него сорвать…
    Строка 40         — Хлама в прозе и стихах.
            — Взденем на кол — и аминь!
    Строки 47–48     — И сифон с водой шипучей,
                              Чертыхаясь, осушал.
    Строка 52         — Вдоль Фонтанки шла за ним…
    Строка 56         — Можно всласть похохотать.
            — В рот пихали кулачки:
    Строка 68         — К козырьку взносил ладонь:
    Строка 76         — Словно бесы налетят…

    Одновременно со стихотворением Саши Черного в «Сатириконе» (№ 1 за 1931 год) была помещена фотография Аверченко и следующий текст к ней: «1918 год… „Сатирикон“ закрыт. Российский смех задушен. Осталось улюлюканье и гоготанье. В изгнании, в чехословацком госпитале, молодой, неутомимый, блестящий, испускает последний вздох Аркадий Аверченко. Продолжатель лейкинской традиции, „человек, который смеялся“, добродушнейший и лукавейший, неисчерпаемый и жизнерадостный, Аркадий Тимофеевич Аверченко — это уже страница своеобразной русской книги, превратившейся в хрестоматию».

    …Над Фонтанкой сизо-серой— Редакция «Сатирикона» несколько раз меняла свой адрес. В середине 1909 года она перебралась с Невского проспекта на Фонтанку, в дом № 80.

    Апраксин двор — торговый центр, размещавшийся между Большой Садовой и Фонтанкой.

    Калинкинское пиво — пиво Калинкинского пиво-медоваренного завода в Петербурге.

    …огромные плакаты с толстым дьяволом внутри. — Имеется в виду сатир, ставший издательской маркой «Сатирикона», — работа художника Ре-Ми (псевдоним Н. В. Ремизова, 1887–1975).

    …Тихий вежливый издатель. М. Г. Корнфельд (1884–1973). Доставшийся ему по наследству от отца журнал «Стрекоза» был преобразован им в «Сатирикон». После революции эмигрировал во Францию, где продолжил издательскую деятельность — выпускал книги на французском языке, в том числе и собственного сочинения В конце жизни написал воспоминания о «Сатириконе», которые в сокращенном виде опубликованы в журнале «Вопросы литературы» (1990, № 2).

    …в первом «Ящике почтовом». — Имеется в виду рубрика «Почтовый ящик», помещавшаяся в конце номера. Она представляла собой переписку с читателями, дерзнувшими предложить свои опусы журналу. Это дежурное занятие сатириконцы превращали в настоящий пир остроумия.

    …Сатирическая банда <…> Вдоль Фонтанки шла за ним — Шествие сатириконцев, судя по воспоминаниям К. И. Чуковского, было действительно впечатляющим: «Впереди выступал круглолицый Аркадий Аверченко, крупный, дородный мужчина. <…> Рядом шагал Радаков, художник, хохотун и богема, живописно лохматый, с широкими пушистыми баками, похожими на петушиные перья. Тут же бросалась в глаза длинная фигура поэта Потемкина, и над всеми возвышался Ре-Ми или попросту Ремизов, замечательный карикатурист — с милым, нелепым, курносым лицом» ( Современники. М., 1967. С. 366).

    Разделы сайта: