• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Невольное признание

    Гессен сидел с милюковым в печали.
    Оба курили и оба молчали.

    Гессен спросил его кротко как авель:
    "есть ли у нас конституция,павел?"


    Резко ответил:"еще бы! еще бы!"

    Долго сидели в партийной печали.


    Гессен опять придвигается ближе:
    "я никому не открою-скажи же!"

    Раненый демон в зрачках милюкова:
    "есть для кадет! а о прочих- ни слова..."

    Мнительный взгляд на соратника бросив,
    Вновь начинает прекрасный иосиф:

    "есть ли..."но слезы бегут по жилету-
    "нету!"

    Обнялись нежно и в мирной печали
    Долго курили и долго молчали.

    Примечание

    Гессен И. В. (1866–1943) — один из основателей и лидеров партии кадетов.

    Милюков П. Н. –1943) — русский политический деятель, историк, публицист, лидер кадетской партии. Вместе с Гессеном соредактор газеты «Речь» печатного органа партии кадетов. По слухам, они питали взаимную антипатию, но судьба на много лет связала их вместе и лишь эмиграция развела: Гессена — в Берлин, Милюкова — в Париж, где один редактировал газету «Руль», другой — «Последние новости».

    — члены конституционно-демократической партии, возникшей в октябре 1905 г. и выросшей из земского движения. Являясь главной партией российского либерализма, она ставила своей задачей создание правового государства путем последовательного проведения реформ и демократических свобод через парламент. В качестве формы государственного правления взята была за образец английская конституционно-парламентская монархия.

    Авель — в библейской мифологии сын Адама и Евы, «пастырь овец», убитый из зависти старшим братом Каином. В переносном значении — невинная жертва, символ кротости. 

    …«Есть ли у нас конституция, Павел?» — Нельзя исключить, что эта строчка была подсказана следующей фразой из шуточного «Обозрения», напечатанного в журнале «Зритель» № 7 за 1908 г.: «Было весело. Спорили, есть ли конституция, и в конце концов поверили на слово „дворянину Павлову“, что ее нет». Саша Черный не только мог читать этот текст, поскольку печатался в данном номере, но, возможно, сам был автором сатирической хроники, опубликованной анонимно.