А. Рославлев
Читатель
Стилизация
Тонкая разница
В альбом Брюсову
Примечание
Сатиры, 1922. С. 131–133.
–1926 гг. эта авторская рубрика была продолжена циклами эпиграмм политического содержания.
Философов Д. В. (1872–1940) — литературный критик и публицист религиозно-философского направления. Сборник статей «Неугасимая лампада» вышел в 1912 г. — эпиграмма, по-видимому, явилась непосредственным откликом на это событие.
Рославлев А. С. (1883–1920) — поэт, эпигон символизма, колоритная фигура петербургской богемы.
Аксан’Грав (accente grave) — надстрочный орфографический знак во французском языке.
Ауслендер С. А. (1886–1943) — писатель-декадент, создавший ряд жеманных стилизаций из галантной жизни Франции XVIII века.
«Аполлон» — эстетический литературно-художественный журнал, выходивший в Петербурге в 1909–1917 гг., вокруг которого группировались символисты, а затем — акмеисты.
Василиск — мифическое существо, в котором соединены дракон, змея и птица. От его взгляда погибало все живое.
В альбом Брюсову — эта неприязненная оценка Брюсова, высказанная в эпиграмме, видимо, не случайна: ср. ее с выводом Ю. Айхенвальда: «Брюсову не чуждо величие преодоленной бездарности» (Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Т. 3. Берлин, 1923). Вообще, современники на редкость единодушно характеризуют Брюсова как человека малоприятного, признавая при этом его версификационное мастерство, обширность познаний, организационные способности (см. воспоминания М. Цветаевой, В. Ходасевича). Впрочем, сам поэт дал повод для подобных толкований своей личности, бросив вызов обществу своей поэтической декларацией:
Кузминские литавры — известно, что Ауслендер приходился племянником М. А. Кузмину.