• Приглашаем посетить наш сайт
    Анненский (annenskiy.lit-info.ru)
  • Из зеленой тетрадки II

    I
    Холодный ветер разметал рассаду.
    Мрак, мертвый сон и дребезжанье штофов…
    Бодрись, народ! Димитрий Философов
    Зажег «Неугасимую Лампаду».
    II

    А. Рославлев

    Без галстука и чина,
    Настроив контрабас,
    Размашистый мужчина
    Взобрался на Парнас.
    Как друг, облапил Феба,
    Взял у него аванс
    И, сочно сплюнув в небо,
    Сел с Музой в преферанс.
    III
    Почему-то у «толстых» журналов,
    Как у толстых девиц средних лет,
    Слов и рыхлого мяса немало,—
    Но совсем темперамента нет.
    IV

    Читатель

    Бабкин смел, — прочел Сенеку
    Снес его в библиотеку,
    На полях отметив: «Чушь!»
    Бабкин, друг, — суровый критик,
    Ты подумал ли хоть раз,
    Что безногий паралитик
    Легкой серне не указ?..
    V

    Стилизация

    К баронессе Аксан’Грав
    Влез в окно голландский граф.
    Ауслендер все до слова
    Записал из-под алькова,
    Надушил со всех сторон
    И отправил в «Аполлон»;
    Через месяц — деньги, лавры
    И кузминские литавры.
    VI

    Тонкая разница

    Порой вам «знаменитость»
    Подаст, забыв маститость,
    Пять пальцев с миной льва.
     
    (И то довольно туго) —
    Всегда подаст лишь два.
    VII
    Немало критиков сейчас,
    Для развлечения баранов,
    Ведут подробный счет опискам…
    Рекомендую в добрый час
    Дать этим мелким василискам
    Губернский титул «критиканов».
    VIII

    В альбом Брюсову

    Люди свыклись с древним предрассудком
    (Сотни лет он был бессменно свят),—
    Что талант не может быть ублюдком,
    Что душа и дар — сестра и брат.
     
    Но теперь такой рецепт — рутина
    И, увы, не стоит ни гроша:
    Стиль — алмаз, талант, как хвост павлина,
    А внутри… бездарная душа.

    Примечание

    Сатиры, 1922. С. 131–133.

    –1926 гг. эта авторская рубрика была продолжена циклами эпиграмм политического содержания.

    Философов Д. В. (1872–1940) — литературный критик и публицист религиозно-философского направления. Сборник статей «Неугасимая лампада» вышел в 1912 г. — эпиграмма, по-видимому, явилась непосредственным откликом на это событие.

    Рославлев А. С. (1883–1920) — поэт, эпигон символизма, колоритная фигура петербургской богемы.

    Аксан’Грав (accente grave) — надстрочный орфографический знак во французском языке.

    Ауслендер С. А. (1886–1943) — писатель-декадент, создавший ряд жеманных стилизаций из галантной жизни Франции XVIII века.

    «Аполлон» — эстетический литературно-художественный журнал, выходивший в Петербурге в 1909–1917 гг., вокруг которого группировались символисты, а затем — акмеисты.

    Василиск — мифическое существо, в котором соединены дракон, змея и птица. От его взгляда погибало все живое.

    В альбом Брюсову — эта неприязненная оценка Брюсова, высказанная в эпиграмме, видимо, не случайна: ср. ее с выводом Ю. Айхенвальда: «Брюсову не чуждо величие преодоленной бездарности» (Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Т. 3. Берлин, 1923). Вообще, современники на редкость единодушно характеризуют Брюсова как человека малоприятного, признавая при этом его версификационное мастерство, обширность познаний, организационные способности (см. воспоминания М. Цветаевой, В. Ходасевича). Впрочем, сам поэт дал повод для подобных толкований своей личности, бросив вызов обществу своей поэтической декларацией:

    Быть может, все в жизни лишь средство
    Для ярких певучих стихов,
    И ты с беспечального детства
    Ищи сочетания слов.

    Кузминские литавры — известно, что Ауслендер приходился племянником М. А. Кузмину.

    Разделы сайта: