• Приглашаем посетить наш сайт
    Херасков (heraskov.lit-info.ru)
  • Из дневника поэта

    Безмерно жутко в полночь на погосте
    Внимать унылому шипению ольхи…
    Еще страшнее в зале на помосте
    Читать на вечерах свои стихи.
     
    Стоит столбом испуганная Муза,
    Волнуясь, комкает интимные слова,
    А перед ней, как страшная Медуза,
    Стоглазая чужая голова…
     
    Такое чувство ощущает кролик,
    Когда над ним удав раскроет пасть,
    Как хорошо, когда поставят столик:
    Хоть ноги спрячешь — и нельзя упасть…
     
    А по рядам, всей ощущаешь кожей,
    Порхает мысль в зловещей тишине:
    «Ах, Боже мой, какой он непохожий
    На образ тот, что рисовался мне!»
     
    У Музы спазма подступает к глотке,
    Застыло время, в сердце алый свет.
    Какие-то разряженные тетки
     
    Как подчеркнуть курсивом слова шутку?
    Как расцветить волненьем тона боль?
    И, как суфлер, запрятавшийся в будку,
    Дубовым голосом бубнишь чужую роль.
     
    А лишь вчера, когда вот эти строки
    Качались в беззаботной голове,
    Когда у Музы разгорались щеки,
    А за окном плыл голубь в синеве,
     
    И чай дымился в солнечном стакане,
    Мгновенья плыли в ласковом тумане
    И так был тих задумчивый покой…
     
    Скорей, скорей… Еще четыре строчки.
    Зал потонул в сверкающем чаду.
    И полной грудью дух переведу!
     
    Примечание
     

    Илл. Россия. 1925, № 15. С. 4.

    По воспоминаниям жены Саши Черного, чтением именно этого стихотворения поэт открыл свой литературный вечер, состоявшийся в декабре 1924 года в студии художника Ф. А. Малявина. Это было по сути первое публичное выступление Саши Черного, и поэтому успех, который имело это стихотворение, явилось как бы залогом дальнейшего активного участия поэта во всевозможных культурно-общественных мероприятиях «русского Парижа». ( Из мемуаров // Российский литературоведческий журнал. М., 1993. № 2. С. 245.)

    Разделы сайта: