• Приглашаем посетить наш сайт
    Арцыбашев (artsybashev.lit-info.ru)
  • Горе от прохожих (Рассказ в стихах)

    В заливе под Тулоном,
    Сверкая ходят зыби.
    На стульчике зеленом
    Сидит Иван Билибин.
    Комар звенит на цитре,
    И дали в сизой ряске.
    У пальца на палитре
    Цветастые колбаски.
     
    В песок всосалась крепко
    Сосна на мощной пятке.
    Зрачок проверил цепко
    Коры волнистой складки…
    Костлявых сучьев вилы
    И сочных лап кираса
    Художнику так милы,
    Как леопарду мясо.
     
    Сидит молчит и пишет…
    Сосна натурщик кроткий:
    Едва-едва колышет
    Развесистые щетки.
    Ботинок жмет конечность,
    Лучи стреляют в темя…
    Давно нырнуло в вечность
     
    Но вот земляк бродячий
    С томатами в лукошке,
    Сорвавшись с белой дачи,
    Приклеился к дорожке
    И голосом подземным
    Бубнит, как по тетрадке,
    Что в море Средиземном
    Ужасно краски сладки…
     
    Иван Билибин люто
    Одернул вниз жилетку
    И молча, как Малюта,
    Прищурился сквозь ветку.
    Взглянул на даль, на лодку,
    И, стиснув свой треножник,
    В стрелецкую бородку
    Ругнулся, как сапожник.
     
    Земляк ушел направо.
    Чуть льются птичьи свисты…
    Но за спиной орава —
    Парижские туристы.
    Стянулись на опушке
    Вокруг складного стула
    И смотрят… как телушки
     
    Минуты три-четыре…
    Все ближе гнусный шорох.
    На шее, словно гири,
    В душе — бездымный порох.
    Еще одна минута:
    И вдруг быстрее пули,
    Он повернулся круто
    К своим врагам на стуле.
     
    О жуткий поединок!
    Чуть шевеля усами,
    От шляп и до ботинок
    Он их грызет глазами…
    А те, как кость из супа,
    Застрявшая средь глотки,
    Торчат вкруг стула тупо,
    Расставивши подметки.
     
    Ушли… Вздохнул художник…
    Валы плывут рядами.
    Опять скрипит треножник
    Размерными ладами.
    Увы!.. Пришла собака,
    О ствол потерла спину
    И с видом вурдалака
     
    Сто раз метал он шишки
    В лохматого эстета…
    Потом пришли мальчишки
    И дачница Нинета…
    И даже мул сутулый,
    Умильно вздев головку,
    Из-за мимозы к стулу
     
    Но вот завесой бурой
    Закат развесил свитки.
    Иван Билибин хмуро
    Сложил свои пожитки.
    И по песку вдоль бора
    Пошел в свой городишко
    Походкой командора.
     
    Не видит он покоя,
    Расставить под сосною
    Четыре пулемета?!
    Иль, взвившись в шаткой клетке
    (Как в штукатурном цехе),—
     
     Париж
     
    Примечание
     

    Заря (Харбин). 1928, 14 октября.

    В основе стихотворения дружеские отношения, сложившиеся между Сашей Черным и художником И. Я. Билибиным во время их летнего отдыха в Провансе. Их взаимную симпатию подчеркивает и надпись, сделанная Сашей Чернымна книге «Чудесное лето» (хранится в ИРЛИ): «Ла Фавьерскому соседу, милому Ивану Яковлевичу Билибину. А. Черный». О жизни и обитателях русской колонии, обосновавшейся в конце 20-х годов в Средиземноморье, рассказывается в мемуарном очерке Л. С. Франгель «Ла Фавьер». Там, в частности, говорится, что художник построил дачный домик на самом перевале: «С одной стороны Билибин видел Лаванду с ее сиреневыми горами, с голубым небом, с другой — зеленую Ла Фавьерскую долину с темными соснами на белом песчаном великолепном пляже тоже синего моря. От домика шла дорожка в темный лес, который так любил рисовать Билибин. Он много с удовольствием работал в Ла Фавьере и, кроме чудесных, тихих, солнечных провансальских пейзажей, написал портрет Саши Черного…» (Возрождение. Париж, 1954, № 34. С. 149). О судьбе этого портрета, увы, ничего не известно.