• Приглашаем посетить наш сайт
    Цветаева (tsvetaeva.lit-info.ru)
  • Criticus

    К картине Бёклина
     
    В зубах гусиное перо,
    В сухих глазах гроза расправы…
    Вот он — чернильное ядро,
    Цепной барбос у храма Славы.
     
    Какая злая голова!
    Вихры свирепей змей Медузы,
    Лоб прокурора, челюсть льва,—
    Закройте в страхе лица, Музы!..
     
    На вашей коже он сейчас
    Пересчитает все веснушки,
    Нахрапом влезет на Парнас
    И всех облает вас с макушки:
     
    «Гав-гав! Мой суд — закон для всех!
    Я гид с универсальным вкусом.
    Чему я чужд — то смертный грех:
    Бесцветно! Плоско! Двойка с плюсом!»
     
    Сгребет в намордник все мечты,
    Польет ремесленною злобой
    И к сердцу Новой Красоты
    Привесит пломбу с низкой пробой.

    Примечание

    День. 1912. 18 октября. Посвящение: «В альбом критическим урядникам». После третьей строфы следовал другой текст:

    «Гав-гав! Мой вкус — закон для всех.
    Чему я чужд — то смертный грех.
    Все — минус, я один из плюсов».
     
    Так часто желчный педагог,
    Зажав перо рукою липкой.
    Под трафарет ровняет слог,
    С колом гоняясь за ошибкой.
     
    Сгребет в намордник все мечты,
    Польет ремесленною злобой
    И к сердцу Новой Красоты
     
    А между строк припев один,
    Припев, испытанный веками:
    «Кто не согласен — тот кретин».
    Вот грозный меч над дураками!
     
    Стары и безобидны даже —
    И разве детям вы сейчас
    Страшнее трубочиста в саже.
     
    Старик! Кто грамотен и резв,
    Заносчив, зол и пресно-трезв,—
    Тому не лучше ль в прокуроры.

    Примерно в то же время поэт высказал в письме к Е. А. Ляцкому свои претензии к «критическому цеху»: «Надо, чтобы была наконец настоящая критика: без заушений, без заигрываний „со своими“, без балльной системы и задавания авторами уроков» (Тимофеева. С. 167). Обращает на себя внимание, что критический разнос устойчиво ассоциируется с учительским. Видимо, Саша Черный, которому довелось в жизни немало претерпеть именно от педагогов и критиков, считал, что эти занятия накладывают некую печать человеконенавистничества на личность.

    Беклин А. –1901) — швейцарский живописец, воссоздавший на своих полотнах фантасмагорический мир мифологических существ, лесных и морских чудовищ. Картины его, написанные темперой, отличались яркостью и необычностью красок. Саша Черный мог видеть творения этого модного художника не только в копиях и репродукциях, но, безусловно, и в подлинниках, в музеях Германии.

    Разделы сайта: