• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Слава, деньги и женщины

    Участвуют:

    Человек.

    Канарейка.

    Мефистофель.

    Тумба в капоте.

    Вечер. Темно. Четыре стены. На одной — канарейка в клетке. Человек собирает на полу окурки.

    Канарейка. Ти-ти-ти-ти… Пить-пить-пить!

    Человек. Дура желтая! Я, может, два дня не ел, а ты пить. Запьешь на дырявую копейку… Как же. (Садится.) Вот выводят господа Гёте разных чертей на свет Божий. Душевный черт — человеку помогает, цацкается, как с родным племянником, развлекает. У господина Лермонтова тоже демон имеется, только тот больше по женской части… Врут все, думаю…

    Голос из-под кровати. Зачем же врут? Самолично можете убедиться.

    Человек. Фантазия!

    Голос. Какой несуразный человек! Вылезать, что ли?

    Человек. Нет, ты постой, а может, ты мазурик?

    Голос. Балда! Станет мазурик голос подавать.

    . Правильно. Ну, показывайся — никогда черта не видел.

    Вылезает фигура в смокинге. Красный галстук, рыжая борода.

    (Гусиным басом.)

    — Имею честь! Мефистофель. Лучшие рекомендации…

    Человек. Не надо. Хвост покажите на всякий случай.

    Мефистофель. Помилуйте! Теперь не модно-с. Метрику, если желаете?

    Человек. Эфиоп! Дворник я тебе, что ли? Так верю. Ну, садись и слушай.

    Мефистофель. Есть.

    Человек. Жить скучно…

    Мефистофель. Скажите!

    Человек. Обалдел, ничего не понимаю.

    Мефистофель. Какую газету читаете?

    . Хозяйскую — «Голос из бочки».

    Мефистофель. Серьезная газета. Книжками занимаетесь?

    Человек. Читал Каменского. Обстоятельный писатель: кто, когда, с кем и где — все до тонкости. Однако раздражительно. В чувство придешь, а денег ни копейки.

    Мефистофель. Пьете?

    Человек. Какой вы черт, если вы все спрашиваете? Как сыщик! Говорю — скучно. В Думе был — скучно. В зверинце — тоже. При всем том никакого миросозерцания…

    Мефистофель (подумав). Гм… Ну, так вот что: вы славы желаете?

    Человек. Могу.

    Мефистофель. И денег?

    Человек. Ах, черт! Институтка… А еще с тебя господин Гёте писал.

    Мефистофель. Ну вас! Женщин тоже?

    . Которые полные — обожаю.

    Мефистофель. Bien[1]. Так вы будете (вращает белками): Рукавишниковым! Раз.

    Человек Ах!

    Мефистофель. Министром финансов. Два. И Дмитрием Цензором!!! Три!

    Человек не выдерживает и падает в обморок.

    Канарейка. Пи-пи-пи-пи! Цыц. Цыц-пыц. Цыц-пыц. Пик-пик-пик. Ти-вить.

    Человек (приходит в себя, слабо). Запикала. Погоди радоваться-то. (К Мефистофелю, истомно.) Повторите.

    Мефистофель (властно). Стоп. Становись в позу. Репетиция мертвая. Глаза зажмурь. Побледней. Еще. Еще. Так. Под мертвеца играешь, чучело? Не дыши. Голос мокро-простуженный. Жестов — ни Боже мой. Готово. (.) Втирай очки!

    Человек. Буль-буль-буль-буль…

    Мефистофель (рычит). Втирай очки, отцу твоему вилка в глаз!

    Человек (жалобно). Я втираю…

    (чревовещает)

    Люблю
          Виноградную гроздь
    Очень. Вобью
         Деревянный гвоздь…
    Вобью? Ну да. Вобью.

    Сбился, (к Мефистофелю) Куда вбивать-то?

    Мефистофель. Цапля! По интуиции вбивай. Что ты меня спрашиваешь?

    Человек (обрадовался). В читателя.

    Что здраво. Что ложно.
    Брык. Бя. Чик. Тля.
    Я? Я! Я. Я.

    Канарейка (подхватывает). Си-си-си-си. Пиль-пиль-пиль. Comme çа?[2]

    Мефистофель. Не мешай, дура. Видишь — человек делом занимается. (Плюет на человека.) Очнись. Здорово! У тебя, брат, талант. Ну, теперь под министра. Действуй. Тут учить нечему.

    Человек (скоропалительно). Господин Мендельсон, одолжите деньжонок.

    Мефистофель. Брысь.

    Человек. Ах, господин Мендельсон, уверяю вас, вы не будете в убытке.

    Мефистофель. Обеспечение?

    Человек (барабанит… (Увлекается.) Господин, пожалуйста, у нас покупали… Господин…

    Мефистофель. Стоп. Теперь под Цензора. Я дама. Делай умные глаза. Самые умные. Еще. Еще. Так. Голову назад. Возьмись за стул. Пошел.

    Человек (центростремительно). Пупочка! Смарагд! Позвольте вам понравиться!

    Мефистофель. «Нельзя ли от вас избавиться?»

    Человек. Никак невозможно, потому я — Дмитрий Цензор.

    (Смертельным голосом.) Цензор! Тот самый, который страдал за народ. В «Старом гетто». Я надушу тебя опопонаксом, я задушу тебя рифмами, лирическими, патетическими, вулканическими, меланхолическими… (Лезет целоваться.)

    Мефистофель. Ради Бога!

    Человек (вынимает из кармана). Вот:

    Я наполню воздух раскатами
    Синий вечер алеет заплатами,
    И сгущается холод колючий.
    Мы уйдем в дешевые дали,
    Я тебя безжалостно брошу!
    Разобью пустые скрижали,
    Прокляну безумную ношу,
    И…

    Мефистофель. Много осталось?

    Человек. Строк двадцать.

    Мефистофель. Не надо. Вперед знаю. Приди в себя!.. Теперь прощай и слушай: я черт добросовестный. Попробуй. Если понравится — заключим условия у нотариуса. Нет — твое дело.

    Человек. А куда ты подлинники денешь?

    Мефистофель. Пересыплю нафталином и в сундук. Мир не заметит. Засим — честь имею! (Лезет под кровать и исчезает.)

    Пауза

    Тумба в капоте (заглядывая в дверь

    Человек (в трансе). Брык! Буль, буль, буль… Брык.

    Тумба. Божественно! Изумительно! Браво, бис! Бис, браво. (Кричит.) Собинов, браво! (Пауза.) А как же деньги-то?

    Человек (другим голосом). Госпожа хозяйка, одолжите деньжонок… Железные дороги, ветряные мельницы, поля, леса и конские заводы…

    Тумба. Ах, ах! Что же ты до сих пор молчал? Сейчас, Ваше пр-во, не извольте волноваться…

    (скрежещет). Благодарю! Волшебница… Позвольте объять необъятное… (Обнимает ее.) Ах, и что я с тобой только разделаю! Не пощажу!!! Выпью. (.) Позвольте прочесть одно лирическое. (Лезет в карман.)

    Тумба. Ах, ах, ах, ах! Цензор! (.)

    . Цыц. Чик-пик, чик-пик, чик-пик. C’est çа…[3]

    Крышка.

    <1908>

    Примечание

     5. С. 13–14. Подпись: Черт в стуле.

    Черт в стуле — это выражение употреблено Сашей Черным в стихотворении «Потомки». Происхождение его невыяснено, возможно, это шутливое переложение на современный лад фольклорного образа «черт (или ведьма) в ступе». Этот редкостный псевдоним, а также ряд стилистических, лексических и семантических соотнесений с другими текстами Саши Черного позволяет включить данное произведение в качестве dubia.

    Каменский А. П. (1876–1941) — писатель, стяжавший у современников славу порнографа, певца «свободной любви». Особую скандальную славу имел рассказ «Четыре» (1907), герой которого на протяжении короткого времени соблазняет четырех случайных попутчиц. Много экспериментировал в области новых форм стихосложения. Его изыски, зачастую претенциозные и безвкусные, становились объектом пародирования (включенные в настоящий прозаический текст стихи, по сути, тоже пародия на Рукавишникова).

    . — берлинский банкир, посетивший Россию в начале 1908 года. В газетной хронике того времени сообщалось: «По слухам, находящийся в Петербурге банкир Р. Мендельсон получил на днях аудиенцию в Гатчине. За время своего пребывания Р. Мендельсон три раза посетил В. Н. Коковцова и столько же раз был у гр. Витте» (Наш день. 21 января 1908).

    Цензор Д. М. (1877–1947) — поэт, один из прилежных эпигонов символизма, чьими удручающе-однообразными стихами заполнены страницы журналов и газет дореволюционной поры. В эпоху общественного подъема 1905–1907 годов, отдал дань обличительным, народническим настроениям, доминирующим в его первой книге стихов «Старое гетто» (1907). Необычная, кажущаяся искусственной и неподходящей для поэта фамилия обыгрывалась в многочисленных эпиграммах. Одна из них, под названием «Подзатыльник», принадлежит Саше Черному:

    В рассказах, наструганных Дмитрием Цензором,
    Но если бы был я для Цензора цензором,
    Наверно, решил он, что цензор злодей.

    С-a Ч-й (РГАЛИ, ф. 1346, on. 1, ед. хр. 440)

    1 Хорошо (фр.).

    3 Это так (фр.).

    Раздел сайта: