«Le Journal» сообщает в статейке «Музыка в стране Советов» не новые для нас сведения о том, что большевики, не сумевшие создать своего пролетарского искусства, но понимая, каким могущественным орудием пропаганды является театр, решили бесцеремонно подавать старый оперный репертуар под советским соусом.
«Тоска» Пуччини называется на советский лад «Борьба Парижской коммуны в 1871 г.», «Гугеноты» Мейербера стали «Декабристами», а «Жизнь за царя» перешита в «Жизнь за серп и молот».
«Бумеранг», в свою очередь, может порадовать своих читателей. От неизвестного поклонника нами получено из Тифлиса заклеенное в коробке с халвой новое советское либретто оперы «Краснодемон». Было бы, может быть, более точно назвать эту оперу «Кавказской Вампукой», но авторские права, к сожалению, не принадлежат нам.
Редакция
Демон на красной скале в красноармейском шлеме со звездой поет «Интернационал». Ангелы в небе стыдливо закрывают уши. У ног Демона аэроплан, подаренный ему парижским «Союзом возвращения на родину».
В облаках проплывает задумчивая тень Карла Маркса с «Капиталом» под мышкой.
Хор тифлисских кинто под аккомпанемент зурны заливается.
Демон величественно сходит со скалы, берет в одну руку серп, в другую — молот, в зубы — кинжал, танцует лезгинку и баритонит.
Багровое солнце, истекая буржуазной кровью, конфузливо скрывается за горы. Демон в сгущающейся мгле достает из ущелья бурдюк с кахетинским, высасывает его до капли и бросает в пропасть.
За сценой красноорудийная пальба. Из люка появляется американец-миллиардер. Демон предлагает ему нефтяную концессию. Оба обнимаются и, напевая «Аллаверды», садятся в автомобиль и уезжают в духан под горою заключать контракт.
Выстланный червонцами двор князя Гудала. Рабы, закованные в кандалы, разносят гостям шашлык и самогон. Гурии, подстегиваемые бичами, принимают пластические позы.
Крупный помещик, князь Гудал, лениво глотает поданные ему на платиновом блюде крупные жемчужины и, икая, басит.
Рабы (в сторону, пролетарским шепотом).
Тамара бледнеет, вытаскивает из волос оправленную в княжеский сталактит шпильку и вонзает ее в глаз любимой рабыни.
Гости восторженно аплодируют.
Браво, Тамара!Шпилькою прямо в глаз…Такого удараЕще не видал Кавказ!
Над дальней саклей, иронически скрестив руки, появляется бюст Демона.
Обвешанный черепами кавказских пролетариев, белогвардейский жених Тамары легкомысленно скачет в замок Гудала, чтобы обручиться со своей несознательной невестой. Друзья-приспешники бренчат золотыми доспехами (96-й пробы) и весело поют.
Жених
Хор рабочих-осетин (из-за кустов, пролетарским шепотом)
Жених, забыв сотворить вечернюю молитву, раскидывает бурку и кладет под голову несгораемую шкатулку с долларами.
Засыпает и поет во сне.
Костры зловеще гаснут. Белогвардейский храп наполняет долину. Из-за зарослей кизила бурно влетают на красноишаках осетины и рубят спящих с лихим припевом.
Демон командует из бронированной башни.
Осетины вытирают марксистские шашки о кудри убитых врагов, становятся в кружок и поют.
Тов. казначей грузит на грузовик драгоценные доспехи и седла, но над шкатулкой в раздумье останавливается…
Осетины клянутся, становятся на колени и поют «Интернационал». Верблюды и ишаки почтительно опускают головы.
Демон задумчиво почесывает левое крыло.
Двор Гудала. Рабы злорадно ходят по сцене и потирают руки.
1-й раб. Час возмездия настал…
2-й раб. Конь к калитке прискакал!
3-й раб. На коне жених лежал.
4-й раб. Ха-ха-ха! Реви, Гудал!
5-й раб. Чтобы черт их всех побрал!
Тамара выходит в траурной чадре и с арапником в руке.
Рабы, извергая проклятия, разбегаются.
Тамара, пластически ломая пальцы, поет.
Демон, завернутый в красный флаг, появляется на кровле.
Тамара конфузливо примеряет перед зеркалом красный бант. На лице блуждает сменовеховская улыбка.
Ограда горного монастыря. Метель ревет «Интернационал». Сторож ходит перед калиткой и бьет в чугунную доску.
«на-краул», ловит брошенный кошелек и исчезает за обрывом.
Келья Тамары. Княжна лежит на оттоманке, грызет семечки и, зевая, читает «Известия».
Демон вышибает коленом окно и под аккомпанемент гармоники поет на мотив «Гульминджана».
Тамара (вскакивает, снимает с Демона красноармейский шлем и примеряет).
(Улетают в форточку.)
Входит, покачиваясь, сторож. Смотрит на разрытый гардероб и качает головой.
(Спотыкается и засыпает на ковре.)
За сценой красноорудийная пальба.
С подлинным верно: А. Ч.
<1925>
Примечание
ИР. 1925. № 26. С. 14–16. Подпись: А. Ч. В «Бумеранге» № 9.
«Жизнь за царя» — опера М. И. Глинки; в советское время была переименована в «Иван Сусанин». «Вампука» — пародия на ходульные оперные штампы. Полное название — «Вампука, невеста африканская: во всех отношениях образцовая опера». Поставлена А. Р. Кугелем в петербургском театре «Кривое зеркало» в 1909 году. Стала олицетворением театральной бессмыслицы, постановочной и сценарной абракадабры.
Кинто — певец во время грузинского застолья, гуляка, славящийся весельем, беззаботностью и остроумием.
Чемберлен О. –1937) — министр иностранных дел Великобритании в 1924–1929 годах.
Шептала — сушеные персики и абрикосы.