• Приглашаем посетить наш сайт
    Херасков (heraskov.lit-info.ru)
  • У океана

    В час лазурный утром рано
    Посмотрите на Павлушку:
    Он себе из океана
    Смастерил игрушку…
    Панталошки вмиг засучит,
    Даст волне по мокрой шее,
    Проведет в песке траншеи,—
    Зонтик плавать учит.
    И ничуть ему не жутко,
    Если хлопнет вал в живот:
    В трех шагах на горке будка,
    В будке мама шьет капот.
    Прибежит, пыхтя, мальчишка,
    Нос, и лоб, и уши в пене…
    Мама скажет: «Вот мартышка!»
    И посадит на колени.
    Мама шьет. Вдоль милых щек
    Колыхаются сережки.
    По песку то вверх, то вбок
    Скачут беленькие блошки.
    Дальний парус, — белый щит,
    Океан-старик ворчит
                     Еле слышно…
    <1925>
    Примечание

    ИР. 1925. № 26. С. 19. Подпись С-a Ч.

    Этим стихотворением начата серия стихов и рассказов, связанных с Атлантическим океаном. В воспоминаниях вдовы поэта говорится, что семья Сориных (брата художника С. А. Сорина) предложила ей летние занятия с 14-летней дочерью на вилле, расположенной в Бретани, на берегу океана. Одновременно литературный двойник Саши Черного — профессор Фаддей Симеонович Смяткин помещает в «Бумеранге» редакционное объявление, что, «уезжая для лечения застарелого переутомления к океану», он будет принимать по делам редакции на пляже в «La Boule-sur-Mer» (ИР. 1925. № 25. С. 16).

    …Проведет в песке траншеи. — На песчаном пляже Саше Черному, видимо, часто доводилось наблюдать за «строительными» и «художественными» работами малышей. Он прислал даже своеобразный отчет, озаглавленный: «Детская выставка»:

    «Во французском курорте Pouliguen в Бретани дети устроили этим летом выставку работ из песка.

    Отгородили на пляже участок колышками и бечевкой и принялись за работу.

    Одни строили крепости, замки и виллы. Борта стен и башен украшали белыми волнистыми ракушками. Над постройками развевались флажки, — у каждого свой. Сбоку из цветных камушков складывали название постройки и свое имя. Из детей этих, когда вырастут, выйдет, конечно, немало талантливых инженеров и архитекторов.

    Другие, чистые художники, лепили барельефы — выпуклые фигуры и узоры. Кто пыхтел над сфинксом, кто, загородившись зонтиком от других, лепил гигантского петуха и курицу. Серьезный крохотный мальчишка, загорелый, как мулат, смастерил похожий на барана рог изобилия с песочными фруктами и цветами. А одна девочка сделала двухметровый кленовый лист, вылепила на нем песчаную улитку с высунутыми рожками. Сбоку посадила свою куклу: пусть любуется.

    Многие дети насажали в своих крепостях и башнях кусты из кипарисных веток и стеблей прибрежного камыша.

    Потом пришли взрослые. Осмотрели работы и присудили за лучшую первый приз — большой полосатый мяч.

    Мяч достался маленькой девочке, которая вылепила на песке корабль с голубыми парусами, темно-коричневым бортом, синими матросами и черными мачтами. Под кораблем была искусно сделана извилистая зеленая волна с белым гребнем, а на борту корабля ярко-желтым песком было написано „Nemo“.

    В последнюю минуту чуть не стряслась беда. За загородку ворвался какой-то любопытный кудлатый пес и стал, как сумасшедший, прыгать по выставке. Дети перепугались — работы-то ведь из песка! — и подняли страшный визг. Пес тоже перепугался и удрал» (А. Г. Детская выставка//ИР. 1925. № 30. С. 19). По-видимому, Саша Черный был не только свидетелем этих игр, но и «взял капитанскую власть», как это было описано в стихотворении «Мираж»:

    Борта из песчаного крема.
    На скамьях пестрели кремни.
    Из ракушек гордое «Nemo»

    –84.)

    Разделы сайта: