• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей
    Рецензии.
    (Б. п.) Саша Черный. Живая азбука.

    (Без подписи) [107]

    Саша Черный. Живая азбука.

    Рисунки В. Фалилеева.

    Библиотека «Жар-Птицы». Изд. Шиповник. СПб.

    «Случалось и орлам пониже кур спускаться»… Наши орлы поэзии и мысли, случалось, сходили с высокого Олимпа изящной литературы и спускались к самым низам детской мысли и детских запросов, проявляя и здесь всю орлиную мощь творческого слова, создавая здесь, в пределах этой маленькой детской души, в границах ее скудной мысли и необъятно-широкой фантазии, чудесные перлы художественного образа и слова.

    Вспомним Пушкина, Жуковского и т. д. и их бессмертные сказки, на которых растут наши русские дети, с пеленок впитывая в себя всю красоту русского художественного слова. Вспомним, наконец, великого художника русской мысли Л. Н. Толстого, который спустился до самых низов, работая в школе с деревенскою детворою и создав для нее свои чудные «книги для чтения» и азбуку, которые и доселе увлекают детей прелестью своего содержания и выражения.

    Пример очень соблазнителен: почему бы не обессмертить себя и современному поэту в области детского слова, почему бы и ему не спуститься с Олимпа и не подарить детям… ну хотя бы тоже азбуку? Ну, конечно, что-нибудь интересней Толстовской… И вот перед нами «Живая азбука» современного «олимпийца» Саши Черного. Видите ли, «буквам очень надоело в толстых книгах спать и спать… В полночь – кучей угорелой слезли с полки на кровать. А с кровати на пол сразу, посмотрели – люди спят – и затеяли проказу, превеселый маскарад. А – стал аистом, Ц – цаплей, Е – ежом… Прекрасный бал! Я не спал и все до капли подсмотрел и записал»… так эпически рисует Саша Черный происхождение своей азбуки. Известно, что чуть ли не все гениальные произведения зарождаются ночью, часто во сне, в области подсознательного творчества. Саша Черный, правда, не спал и творил сознательно, но может быть, в этом кроется причина того, что буквы затеяли на глазах его «превеселый маскарад». Или этот маскарад понадобился Саше Черному для оправдания названия своей «Живой азбуки». Как бы то ни было, маскарадное настроение поэта отразилось на всем его произведении.

    А: на ней вверху картинка Астрыаиста, а в середине крупные буквы да и два стишка:

    «Астра в садике цветет.
    Аист, вам пора в поход».

    Этот прием внедрения букв в детскую память совсем не новый, он был известен еще греческим и латинским азбукам, и, по-видимому, Саша Черный «подсмотрел и записал» – может быть, и ночью, но не на маскараде букв, а в архиве русских азбук. Этот самый прием рифмованного двустишья с картинками применил в своей азбуке Карион Истомин, издавший ее в 1695 г., т. е. более 200 лет назад. Вот образец поэзии Истомина на букву К:

    «Киты суть в морях, кипарисы на суши,

    Корабль на воде, а в дому корова
    И кокош в требу и людям здорова» и т. д.

    Но как всякий ученик идет дальше своего учителя, так и Саша Черный захотел превзойти в своем изобретении Кариона Истомина. Здесь что ни страница, что ни стих, то «перлы» мысли и слова. Вот некоторые образцы:

    «Бык весь день молчит и ест.
    Белка держит хвост, как шест».

    на Ж. «Жаба ждет, раздув живот, -
    Жук летит ей прямо в рот».

    «Ива клонит ветки в пруд.
    ».

    на К. «Крыса мчится через мост.
    Кот за ней, задравши хвост».

    «Норка ловит рыб в волне.
    Носорог храпит во сне».

    «Ослик влез в чертополох.
    Обезьянки ищут блох».

    «Живой азбуки». Мы нарочно привели значительную часть всего этого багажа, чтобы показать, что эта поэзия, «Раздувшая живот» и «задравшая хвост», не случайна в этой азбуке, а составляет ее суть. Чувствуется, что Саша Черный, действительно, хочет превзойти Кариона Истомина в юморе, но избави Бог наших детей от такого юмора, который, как «бык, весь день мычит и ест», как «белка держит хвост, как шест», «как носорог, храпит во сне» и т. д. тот сплошной винегрет несуразных, иногда бессмысленных совпадений (вот еще примеры: «гусь шагает, как солдат», и «груша зреет, Гриша рад»; или: «рыжик – рак», «тигр – таракан», «фиги сладки, как желе» и «филин днем сидит в дупле»), объединенных лишь рифмою, часто не менее несуразною, вроде: удивлен – и он, в пруд – орут, бисквит – дрожит, этот удивительный лексикон – отборных слов и выражений, вроде: «раздув живот, задравши хвост, ищет блох, удрал, орут, грызет бисквит» и т. п., – все это представляет собой тот «чертополох», в который влез ослик Саши Черного и среди которого вырасти – воспитаться могут только «ослики» русского художественного слова. В самом деле, какой отравой войдут в восприимчивую детскую душу эти грубые вульгарные, безыдейные образы-мысли и каким клином врежутся в его речь эти отборные словечки и нескладные рифмы. К счастью – не для «Живой азбуки», а для матерей русских детей – «Живая азбука», изданная на отличной бумаге в отличном переплете, иллюстрирована совсем не отличными рисунками. Большинство из них – скорее карикатуры на животных и растения, вроде слона в виде бесформенной серо-зеленой туши (на обороте), такого же быка почему-то лимонного цвета, голубого ворона и т. д. Полагаю подобные иллюстрации прежде всего оттолкнут тех, кто ищет для воспитания своих детей чего-либо изящного. Во всяком случае, жалеем тех детей, которые принуждены будут засорять свое воображение скудоумием и вульгарностью «Живой азбуки».

    Не рек.

    Примечания

    «Жар-Птицы». Изд. Шиповник. СПб // Новости детской литературы. М., 1916. № 8. С. 23 -25. Выделения в тексте принадлежат автору рецензии.