• Приглашаем посетить наш сайт
    Орловка (orlovka.niv.ru)
  • Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей
    О творчестве Саши Черного для детей и его изучении

    О творчестве Саши Черного для детей и его изучении

    Писать для детей Саша Черный, известный поэт-сатирик, начинает еще в России. В 1911 г. появляется стихотворение «Костер», а в 1912 г. он готовит детский альманах «Голубая книжка», в который войдет рассказ «Красный камешек» и песенка «Вечерний хоровод». В дальнейшем им опубликованы стихи для детей «Тук-тук!» (1913), «Живая азбука» (1914).

    Первые же произведения многое определяют в дальнейшем развитии творчества Саши Черного для детей. В стихотворении «Костер» объединяющим становится игра, при этом взрослый оказывается частью общего действа, он участвует в разжигании костра, забавах вокруг него, а потом и в его тушении вместе с детьми. Такая устремленность к детям, способность находить радость от общения с ними, искреннее желание быть частью их мира сохранится на протяжении всего жизненного и творческого пути поэта.

    В рассказе-сказке «Красный камешек» появляется маленький герой того типа и склада характера, который всегда будет отражаться в любимых героях Саши Черного как поэтических, так и прозаических произведений. Традиционные сказочные приемы органично вплетаются в повествование о маленьком любопытном, неугомонном ребенке, готовом броситься на помощь, даже если эту помощь он оказать не в состоянии, потому что еще мал. В нем живет естественный для ребенка интерес ко всему живому, что ползает, летает, жужжит, кукарекает, лает, мяукает и т. д. Зверюшки будут непременными участниками игр и забав детей, а также самостоятельными героями произведений Саши Черного.

    Детская тема занимает особое место в его творчестве; какое-то невероятно трогательное отношение к ребенку, которое позволяет вести с ним одновременно серьезный и в то же время задушевный разговор. В поэзии и прозе для детей Саши Черного происходит взаимное обогащение: целый мир готов поэт открыть для ребенка, но и сам от общения с маленькими человечками, пусть через страницы книг и журналов, обретает смыл, а позднее и опору в жизни.

    Едва ли не основным творчество для детей становится в эмиграции. И. Г. Минералова замечает: «Творчество Черного в эмиграции почти все посвящено детям» [2]. Известный критик, автор многочисленных работ о детской поэзии, Владимир Приходько утверждает, что Саша Черный – «один из самых крупных детских писателей ХХ века» [3]. А вот мнение другого исследователя: «вклад его в русскую детскую литературу трудно переоценить» [4]. А. С. Иванов пишет о «Детском острове»: «лучшая из книжек Саши Черного для детей, ставшая вехой не только в его творческой эволюции, но и этапным явлением в истории развития отечественной детской литературы» [5]. Вряд ли стоит сейчас объяснять, какое место в русской детской литературе занимает Саша Черный, и доказывать его значение, но, к сожалению, выросло не одно поколение детей, не знакомых с его творчеством. Эмиграция лишила его русских читателей, его имя оказалось под запретом на долгие годы.

    В эмиграции у него выходит множество книг для детей:

    1921 – поэтический сборник «Детский остров»,

    1922 – переиздана «Живая азбука»,

    1924 – стихотворная сказка «Сон профессора Патрашкина»,

    1927 – отдельное издание «Дневника фокса Микки»,

    1928 – отдельное издание «Кошачья санатория»,

    1929 – «Серебряная елка: Сказки для детей»,

    1929 – повесть «Чудесное лето»,

    1930 – сборник рассказов «Румяная книжка»,

    – сборник рассказов «Белка-мореплавательница», опубликованный уже после смерти писателя. Перечислены основные крупные издания, но осталось множество стихотворений, рассказов, появлявшихся в периодике. Замысел «Библейских сказок» так и не был реализован до конца [6].

    Это за рубежом, а на родине? Каталоги Публичной библиотеки могут рассказать увлекательную историю публикаций книг писателя и поэта в России. В 20-ые годы ХХ века выходит ряд детских книг поэта, они публикуются вплоть до 30-го года включительно [7]. Выходят его стихи также в ряде сборников [8]. Издательство, точнее, перепечатка публикаций эмигрантских произведений Саши Черного происходит без ведома автора, т. е. контрафакционным путем [9]. После 1930 года многолетний перерыв. Основное издание книг поэта падает уже на 90-ые годы. Исключение составляют издания серии «Библиотека поэта», соответственно, 1960 г. – первое, 1962 г. - второе, а также публикация двух небольших детских книг в 1968 и 1976 гг. [10]. Причем, последнее издание исключило вторую строфу из стихотворения-предисловия, открывающего «Детский остров», которая, с точки зрения редакции, дискредитирует образ советского поэта, над чем иронизируют сейчас исследователи [11]:

    Уж давным-давно пропели петухи…
    А поэт еще в постели.
    Днем шагает он без цели,
    Ночью пишет все стихи [5, 7].

    Как видим, знакомство с детским поэтом Сашей Черным для современного читателя состоялось только спустя 70 лет после выхода первого издания «Детского острова». Самое первое полное издание произведений для детей и о детях – книга «Что кому нравится», составленная и подготовленная В. Приходько [12]. Поэтому, несмотря на то, что детские книги поэта уже давно престарелого возраста, современный читатель лишь недавно открыл их для себя.

    Произведения Саши Черного для детей составляют огромный пласт его творчества, а также всей русский детской литературы. Они несут в себе огромный заряд любви, доброты и еще ждут своих исследователей.

    О творчестве Саши Черного написано немного, несмотря на постоянный интерес к литературе русского зарубежья. Выделяются несколько авторитетных имен в исследовании жизни и творчества известного сатирика.

    На протяжении многих лет ведется исследовательская работа Л. А. Спиридоновой. Ей принадлежат критико-биографический очерк и комментарии к первому за долгие годы молчания изданию книги Саши Черного «Стихотворения» в серии «Библиотека поэта» [13]; монографии, в которых рассматривается ранняя поэзия и участие Саши Черного в журнале «Сатирикон» [14]. В последнем опубликованном исследовании Л. А. Спиридоновой о комическом в литературе русского зарубежья представлена глава «Смех – волшебный алкоголь». А. Черный» [15] о жизни и творчестве поэта и писателя в эмиграции. Работы ученого отличают богатым фактическим материалом, привлечением воспоминаний современников поэта, хранящихся в собственном архиве ученого. Исследователь также касается и детского творчества поэта.

    жизни и библиографический список современных писателю отзывов и рецензий. Статьи из пятитомника представляют собой, наверное,единственное полное исследование творческого пути А. Черного. Последний пятый том, содержащий стихи, рассказы и сказки для детей, завершает послесловие «Волшебник» [17]. Непринужденно беседуя с читателем, А. С. Иванов через биографическую канву прослеживает путь детского писателя и поэта Саши Черного. Подробная биографическая статья открывает библиографический указатель произведений поэта и писателя, изданный в Париже [18]. Многочисленные статьи биографического и аналитического характера опубликованы исследователем, как в России, так и за рубежом.

    В. А. Приходько, автором работ по детской литературе, написан ряд литературно-критических статей, посвященных Саше Черному [19], подготовлено первое максимально полное издание его произведений для детей, открывающее писателя и поэта современному читателю [20].

    В последние годы количество исследовательских работ о поэте-сатирике значительно увеличилось, но именно творчество Саши Черного для детей сейчас чаще всего находится в центре внимания [21]. С недавнего времени отдельная глава о нем появилась в учебнике по детской литературе [22], можно отметить также ряд статей в различных словарях по детской литературе [23].

    Диссертационных исследований, посвященных изучению творчества писателя и поэта немного. Среди последних научных исследований привлекает внимание работа А. В. Коротких «Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи» (2002) [24]. Автор диссертации прослеживает развитие темы детства у современников, а также творчество писателя в контексте традиций детской литературы 19 – первой половины 20 вв.

    Достаточно полно освещает сатирическое наследие писателя кандидатская диссертация Г. А. Погребняка «Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Черный)» (2003) [25], в которой в рамках исследования сознания «наивного человека» рассматриваются «Солдатские сказки» и «Дневник фокса Микки».

    органичной составляющей детского чтения, а также частью истории русской детской литературы.

    Примечания

    [2] Минералова И. Г. Черный Саша // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука, 1997. – С. 478.

    [3] Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. – М.: Молодая гвардия, 1993. – С. 6.

    [4] Карпов В. А Проза Саши Черного в детском чтении // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - №4. – С. 30.

    – Париж: Институт славяноведения, 1994. – С. 8.

    [6] В том же 1933 году выходят «Солдатские сказки», но, несмотря на свое название, они адресованы, скорее, взрослому читателю.

    [7] Катюша. – Ростов-на-Дону: Сев. кав. книга, 1926; Детский остров. – М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1928; Крокодил. Как кот сметаны поел. – Киев: Культура, Киев-печать, 1-я фото-лито-тип., 1928; Дети. – Киев: Культура, 1929; Дождик. – Киев: Культура, 1929; Индейский петух. – М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1930; Трубочист. – М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1930.

    [8] Альманах для детей / Под ред. Я. Тугенхольда. – М.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1924; Детвора. Сборник рассказов и стихотворений / Под ред. А. Насимовича. Кн. 1. – М.; Л.: Книга, 1926.

    [9] Иванов А. С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. – Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. – М.: Эллис Лак, 2007. – С. 554.

    – М.: Малыш, 1968. – 10 с.; Что кому нравится. – М.: Дет лит., 1976. – 25с.

    [11] Иванов А. С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. – Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. – М.: Эллис Лак, 2007. – С. 554. Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. – М.: Молодая гвардия, 1993. – С. 6.

    [12] Черный Саша. Что кому нравится. – М.: Молодая гвардия, 1993.

    [13] (Спиридонова) Евстигнеева Л. И. Литературный путь Саши Черного // Черный Саша. Стихотворения. – Л.: Сов. писатель, 1960. – (Сер. «Библиотека поэта»). – С. 23-67.

    [14] Например: (Спиридонова) Евстигнеева Л. Саша Черный // Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты «сатириконцы». – М.: Наука, 1968. – С. 159-208; Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала ХХ века. – М.: Наука, 1977.

    –М.: Наследие, 1999. – С. 167 – 208.

    [16] Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. – М.: Эллис Лак, 1996; переиздан в 2007.

    [17] Иванов А. С. Волшебник // Черный Саша. Собр. соч.: В 5 т. – Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. – М.: Эллис Лак, 2007. – С. 523 – 548.

    [18] Иванов А. С. Саша Черный. Библиография. – Париж: Институт славяноведения, 1994.

    [19] Например: Приходько В. «Детский остров» С. Черного // Детская литература. – 1993. – № 5. – С. 40-46; Приходько В. А. Любит... и все // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 8. – С. 80–83 и др.

    – М.: Молодая гвардия, 1993.

    [21] Коротких А. В. Образ приготовишки в юмористической прозе Саши Черного // Филологический журнал. – Вып. 9. – Сахалин: СахГУ, 2000. – С. 111-115; Ковалева Т. В. Поэзия для детей Саши Черного // Литература русского зарубежья (1917–1939 гг.): Новые материалы. Т. 1. / Под науч. ред. А. М. Грачевой, Е. А. Михеичевой – Орел: Вешние воды, 2004. С. 142–145; Афонина Е. Л. Поэтика малышовых стихов Саши Черного («Детский остров») // Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч. тр. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – С. 30–40.

    [22] Арзамасцева И. Н. Саша Черный // Арзамасцева И. Н., Николаева А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 255 – 258.

    [23] Минералова И. Г. Черный Саша // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиограф. словарь. – М.: Флинта, Наука, 1997. – С. 477 – 480; Казюлькина И. С. Черный Саша // Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. – Ч. 3. – М.: Либерия, 2000. – С. 483-488.

    [24] Коротких А. В. Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи. Дис. ... канд. филол. наук. – Южно-Сахалинск, 2002.

    – Самара, 2003.

    Раздел сайта: