• Приглашаем посетить наш сайт
    Анненский (annenskiy.lit-info.ru)
  • Жиркова М.А.: Саша Черный о детях и для детей
    Рецензии.
    И. Л.: "Чудесное лето"

    И. Л. [117]

    «Чудесное лето»

    В издании «Москва – Логос» вышла в свет новая повесть для детей А. Черного «Чудесное лето».

    – это одно, А. Черный – это другое, и ошибочно в заголовке «Чудесного лета» помечено «Саша Черный». Эта повесть написана именно Александром Черным…

    – ироническая и резкая насмешка, презрительный сарказм над всем вздорным человеческим миром, с его двуногими героями и героинями, с толпой глупцов и ничтожеств. Словом, Саша Черный – это зловещий «сатириконец», петербургский поэт последней перед революцией эпохи, как бы блуждающий по чудовищной ярмарке простаков, с гневом и отчаянием, с презрением и горечью, доходящими до какой-то физиологической нетерпимости.

    Но вот, уже в изгнании, случилось некое преображение писателя, и перед нами другой Черный, – рассказчик для детей, почти исключительно для детей, единственный теперь русский детский автор.

    Собственно, если хотите, в этом – то же суровое «мира твоего не приемлю». Отринувшись нашего мира, взрослых, Черный отдался миру ребенка. Но когда это случилось, сам Черный стал иным. Ирония, сарказм, презрение стали безобидной шуткой, сменились покойной прозой повествователя – наблюдателя. Как будто все засветилось покойным и тихим светом и сам А. Черный отдыхает в том новом мире, который им отыскан. Там отдыхаем с ним и мы.

    «Чудесное лето» – новая работа из обширного цикла его работ для детей. Точно написана она в теплый солнечный, летний полдень. Медленно течет повествование, простые события (переезд мальчика Игоря из Парижа в деревню, к океану) едва движется фабула. Как будто все замерло в тишине полдня и мы, вместе с Игорем наблюдаем лежа в траве облако, муравья, собаку, рыбаков, купающегося англичанина, ослика. Медленно и светло течет мир в детских глазах. Мир через детские глаза, – это и есть «Чудесное лето», это и есть теперешний А. Черный.

    Во всех новых «наблюдениях» писателя – и верность и мира, и некое особое, трогательное дуновение. Так, А. Черный, нашего взрослого мира не принявший, видит иной мир, невероятный и милый, с окнами на потолках, со зверями – пароходами и прочими чудесами, и в этом мире от нас, от всего нашего вздора и всей возни, отдыхает.

    [117] И. Л. «Чудесное лето» // Возрождение. – Париж. – 1930. – 1 мая.