• Приглашаем посетить наш сайт
    Мережковский (merezhkovskiy.lit-info.ru)
  • Саша Черный: Биобиблиографическая справка

    ЧЁРНЫЙ, Саша, псевдоним (настоящее имя -- Гликберг Александр Михайлович) [1(13). X. 1880, Одесса -- 5. VIII. 1932, Прованс, Франция] -- поэт, прозаик, переводчик, детский писатель. Раннее детство провел в г. Белая Церковь. Отец был агентом крупной химической лаборатории. Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Ч. во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье (деспотический отец и больная истеричная мать). Ч. учился во 2-й Житомирской гимназии. В 15 лет бежал из дома, учился в гимназии в Петербурге, однако был отчислен за неуспеваемость. К этому времени лишился родительской помощи. Мальчик бедствовал, пока история не получила огласку (Яблоновский А. А. Срезался по алгебре // Сын отечества. -- 1898. -- No 249. -- 8 сент.), после чего в 1898 г. его взял на воспитание председатель крестьянского присутствия в Житомире К. К. Роше. Из Житомирской гимназии Ч. был вновь исключен "без права поступления" за столкновение с директором (Шнейдерман Э. Новое о Саше Черном. -- С. 169; Иванов А. С. "Не упрекай за то, что я такой...". -- С. 385--386). В 1902--1905 гг. служил в Новоселицкой таможне в 1-м "Обществе подъездных путей" (Автобиография, РО ИРЛИ. -- Ф. 377. -- No 911). Начал печататься с 1904 г. в житомирской газете "Волынский вестник" (статьи, театральные рецензии, стихи под псевдонимами и Мечтатель).

    В 1905 г. переехал в Петербург. Начал сотрудничать в сатирическом журнале "Зритель", имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. в No 23 дебютировал стихотворением "Чепуха" (под псевдонимом Саша Черный), в котором сатирически изображалась правящая верхушка, включая царскую фамилию. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре был закрыт. После этого Ч. печатался в ряде оппозиционных сатирических изданий ("Молот", "Альманах", "Маски", "Леший", "Скоморох"), а также в революционных сборниках "Вольница", "В борьбе", "Песни борьбы" и др.

    "Разные мотивы", в который вошли гражданские, сатирические стихи, а также автобиографические произведения. Сборник был арестован, автор привлечен к суду за политическую сатиру, однако судебное разбирательство состоялось лишь в 1908 г., т. к. Ч. в 1906 г. выехал за границу (см.: Евстигнеева Л. Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы. -- С. 166--167).

    В 1906--1907 гг. слушал лекции в Гейдельбергском университете, написал стихотворный цикл "У немцев", в котором сатирически изображался немецкий филистер.

    "Сатирикон" (вместе с А. Т. Аверченко, П. П. Потемкиным, Н. А. Тэффи, А. Буховым), продолжившего традиции радикальной сатирической журналистики 1905--1906 гг. и, в более далекой перспективе, журнала "Искра" 60 гг. XIX в. Ч. стал бесспорным поэтическим лидером "Сатирикона" в 1908--1911 гг., завоевав всероссийскую известность; сравните его характеристику в журнале "Золотое руно" как "короля поэтов "Сатирикона" (1909. -- No 7/8. -- С. 145). Как вспоминает К. И. Чуковский, "получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Черного. Не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть" (Чуковский К. Саша Черный. -- С. 373). Наряду с сатирическим обличением разнообразных проявлений политической реакции (столыпинских репрессий -- "Успокоение", 1910; "третьеиюньской" конституции, ренегатства кадетских лидеров-- "Невольное признание", 1909; политики III Думы -- "Пьяный вопрос", 1908), Ч. высмеивает и нравственное банкротство и пошлость интеллигентного обывателя, растерявшего политический радикализм после поражения революции ("Интеллигент", "Отбой", "Желтый дом", "Культурная работа", "Зеркало", "Крейцерова соната" и др.).

    В 1910 г. вышла книга стихов "Сатиры", объединившая произведения, печатавшиеся в "Сатириконе" и др. журналах. В 1911 г. -- сборник "Сатиры и лирика". Обе книги выдержали пять переизданий до 1917 г.

    В 1911 г. у Ч. обостряется конфликт с редакцией "Сатирикона", который терял острую политическую направленность и из сатирического журнала превращался в развлекательный юмористический. В апреле 1911 г. произошел разрыв Ч. с "Сатириконом". Затем он сотрудничал в газете "Новый день", печатался в журналах "Современный мир", "Солнце России", альманахе "Шиповник".

    "Он гораздо интересней и талантливее своих двух книжек и кажется мне способным написать превосходные вещи" (Архив М. Горького. -- М., 1959. -- Т. VII. -- С. 111). В конце 1912 -- нач. 1913 г. Ч. принял участие в журнале "Современник", реорганизованном М. Горьким (вместе с ним Ч. вышел из состава сотрудников в мае 1913 г.). В 1912 г. Ч. привлек М. Горького к участию в сборнике для детей "Голубая книжка".

    "Генрих Гейне. Книга песен. Избранные стихотворения"), пишет рассказы, активно выступает как детский писатель. Принимал участие в альманахе "Жар-птица" под редакцией К. И. Чуковского, совместно с художником В. Фалилеевым выпустил книгу стихов "Тук-тук" (М., 1913) и "Живую азбуку" (Спб., 1914).

    В августе 1914 г. ушел на фронт. В качестве вольноопределяющегося был зачислен в 13-й полевой госпиталь в Варшаве. В 1917 г. служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Однако Октябрьской революции не принял. В 1918--1920 гг. жил в Вильно и Каунасе, затем эмигрировал в Берлин. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель. В ряде стихотворений, вошедших в сборник "Жажда" (Берлин, 1923), звучат ностальгические мотивы идеализации старой России. Судьбы русских эмигрантов становились темами его рассказов. Военные впечатления отразились в стилизованных "Солдатских сказках", вошедших в последнюю книгу Ч. "Несерьезные рассказы" (Париж, 1928).

    "5 августа, возвращаясь домой от соседа, поэт услышал крик "Пожар!" и сразу же устремился к месту несчастья. С его помощью пожар быстро потушили, но дома он почувствовал себя плохо и через несколько часов, после сильного сердечного припадка, скончался" (Евстигнеева Л. А. Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы. -- С. 208).

    Для политической и бытовой сатиры Ч. характерны жанры, развиваемые в творчестве поэтов-искровцев в 60 гг. XIX в. (А. К. Толстой и бр. Жемчужниковы -- Козьма Прутков, Д. Минаев, В. Курочкин): стихотворный фельетон ("В редакции толстого журнала", "Смех сквозь слезы"), эпиграммы ("Критику"), пародии ("Пробуждение весны"), "рассказ в стихах" ("Любовь не картошка", "Городская сказка"). Обличая современного "интеллигентного" обывателя, Ч. широко использовал прием сатирической речевой маски. "Отстранение" автора от пошлого персонажа-субъекта декларировано в стихотворении, открывающем первую книгу "Сатиры" ("Здесь "я" не понимай, конечно, прямо -- / Что, мол, под дамою скрывается поэт. / Я истину тебе по-дружески открою: / Поэт -- мужчина. Даже с бородою"). Этот прием обусловливал фамильяри-зацию стихотворного языка, ироническое, пародийное сопоставление традиционной поэтической фразеологии (вплоть до цитат) с интеллигентским жаргоном, газетными штампами, низкой вульгарной лексикой ("Я -- волдырь на сиденье прекрасной российской словесности" -- "Стилизованный осел"; "Отречемся от старого мира... / И полезем гуськом под кровать" -- "Отбой"). Демократизация стихотворного языка, тенденция к снижению традиционных поэтических тем в творчестве Ч. оказали определенное воздействие на поэтику раннего В. В. Маяковского (см. автобиографию "Я сам": "Поэт почитаемый -- Саша Черный. Радовал его антиэстетизм").